Примерное время чтения: 8 минут
217

Соединяя берега. Валентин Солохин считал, что мосты важнее школ и церквей

Две переправы в Югре носят имена собственные: мост Солохина и мост
Две переправы в Югре носят имена собственные: мост Солохина и мост "Красный дракон" ugra-news.ru

«Мосты – удивительные сооружения. Они важнее школ, зданий, церквей. Они строятся только там, где стекается множество человеческих судеб», – считал Валентин Солохин – человек, который связал Югру с Большой землёй, дав людям возможность посуху преодолевать великие сибирские реки.

Сначала мостостроителям покорилась Обь, затем Иртыш. И все свои мосты Солохин открывал в сентябре…

Большая вода

  Разделив территорию округа на две части, Обь была серьёзной преградой для промышленного развития региона. Лишь в середине 70-х годов прошлого века в районе Сургута появился железнодорожный мост. Это стало настоящим прорывом. Страна узнала о Западно-Сибирском нефтяном эльдорадо, по мосту пошли грузы, началось строительство новых городов. Но северяне по-прежнему были вынуждены пользоваться временными переправами. В холодное время года ситуацию отчасти спасали зимники. «Раньше декабря нельзя было ездить по Оби. Все, кто пытался, оказывались на дне. Тонули машины, тонули люди. То же самое весной, когда лёд становился слабым. Чтобы перебраться через Обь на своей машине, люди придумывали невероятные изобретения. Целые железнодорожные составы подавали на станцию. На них грузили машины прямо с людьми. Ехали до станции Пыть-Ях и только потом шли своим ходом. Даже вертолёты перебрасывали через реку машину за машиной. Деньги на это уходили баснословные», – вспоминал те времена генеральный директор легендарного предприятия «Мостострой-11» Валентин Солохин.

Ситуацию мог изменить автомобильный мост. И Солохин доказывал власть имущим необходимость его строительства. По сути, это мог быть мост простейший, понтонный, но Валентин Фёдорович замахнулся на вантовый. Весь мир тогда осваивал технологию строительства однопролётных вантовых мостов с одним и двумя пилонами. Весь мир, но не СССР – в Прибалтике и на Украине прошло несколько неудачных испытаний таких сооружений. Рвались канаты, рушились балки, а одна конструкция упала в воду прямо с людьми. Почти 20 лет о вантовых мостах в Стране Советов никто и слушать не хотел. А распад СССР отодвинул воплощение идеи на неопределённый срок. Но Солохин умел убеждать. Он доказывал, что без моста через Обь Западная Сибирь развиваться не будет.

«Ножницы я уже купил»

 Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда у руля нефтяного региона встал Александр Филипенко. Победила идея вантового моста. В 1995 году начались работы по его проектированию. А через год, ещё не начав строительство, Солохин пригласил губернатора на церемонию открытия моста. «Я говорю, Александр Васильевич, я вас приглашаю 20 сентября 2000 года разрезать ленту на мосту через Обь. Ножницы я уже купил. Он на меня посмотрел: «Ты что, с ума сошёл, где я тебе денег возьму? Нет. Будешь строить до 2002 года». «Нет, – говорю, – Александр Васильевич, я так строить не умею. Зачем тянуть, если можно сделать быстрее?!» – вспоминал Солохин.

По сути, работу, на которую отводилось 7 лет, «Мостострой-11» выполнил за 4 с половиной года. В упорной борьбе мостостроители доказывали, что они лучшие. «Наши монтажники лучше всех, у них вдохновение есть, они романтики, они часто не получали зарплату, но ни один не сказал, что не пойдёт на работу. Это элита мостостроения! – гордился людьми Солохин. – Беда в том, что в России не было кранов для выполнения таких работ. Нужно было поднять наверх 80 тонн. Ни японские, ни немецкие краны этой задачи не решали». Нужен был кран, построенный для ГРЭС. Искали такой по всей стране. Нашли. Но проработал он недолго. Упал и превратился в груду бесполезного металлолома. К счастью, нашёлся рабочий кран в Нижневартовске. Огромный 700-тонный кран мог поднять груз на высоту в 140 метров. Но надо было ещё выше, ещё на 28 метров… Монтаж шёл долго.

Главный инженер проекта – Борис Жаворонков, московский «Гипро-транс-мост». Металлоконструкции изготовил «Курган-стальмост» –  благодаря стараниям множества профессионалов над Обью воспарил красавец мост с самой большой протяжённостью вантового пролёта в мире. По этому показателю он даже попал в книгу рекордов Гиннесса.  Это был первый внеклассный мост в Западной Сибири. Первый вантовый в азиатской части России. Он же стал последним и лучшим за весь XX век. И именно по нему Югра шагнула в третье тысячелетие, наращивая мощь и скорость своего развития.

«Мы из такого боя ещё позавчера вышли, такое напряжение испытали! Ещё 12 июня смонтировали последнюю секцию пилона. Ещё 18 июня поставили последние длинные ванты. И вот сегодня на мосту стоите вы. И я наконец могу поверить в то, что мы сотворили. А сотворили мы такое чудо, которого в мире и близко нет. Капиталисты будут приезжать и удивляться: как же так, в Сибири, в глуши, в медвежьем углу, среди болот, появился пролёт в 408 метров! 200 метров – цена всем капиталистам, как они ни пытаются. А мы, сибиряки, сразу замахнулись и сделали», – сказал Валентин Солохин на открытии первого автомобильного моста через Обь 14 сентября 2000 года – на неделю раньше обещанного срока…

«Красный дракон»

В самом начале 21 века солохинцам посчастливилось построить ещё один стратегически важный объект – мост через Иртыш в Ханты-Мансийске. Строили не просто красивый мост для красивого города. Возводили часть автодорожного широтного коридора. «Чтобы сделать современную дорогу, по которой можно было из Сибири, из Томска, минуя Москву, выйти сразу через Пермь, Киров, Санкт-Петербург на наши северные города и терминалы на Балтийском море», – объясняет главный инженер АО «Мостострой-11» Валерий Витманас. На строительство этого моста отводилось пять лет. Но Солохин снова назначил свою дату, на год сократив сроки строительства. И снова 20 сентября…

«Такого строительства по темпам в мире ещё не было. 3 января первый мостовик ступил на берег, а на самую серьёзную опору мы зашли уже 16 февраля. В русле реки опоры пришлось создавать. И в апреле мы всё закончили. 13 опор сделали за 13 месяцев», – вспоминал те дни Валентин Солохин. Облик моста определило пролётное строение русловой части, где были совмещены разные конструкционные принципы. «Средняя часть – арка высотой 42-47 м – плавно переходит в ферму, а потом ферма переходит в балку. Три вида конструктива. Думаю, в нашей стране это первый такой опыт – в едином пролёте объединить три конструкции», – объяснил Валерий Витманас.

Мостостроителям приходилось выполнять несколько работ одновременно. Пока одни устанавливали опоры на реке, другие на берегу собирали металлоконструкции пролётного строения. Одновременно углубляли дно реки, устанавливали башенный кран на рельсовом ходу и сооружали пирсы. Многотонные блоки русловой части, собранные на берегу,  предстояло перевезти по реке и водрузить на опоры. Это была ещё одна грандиозная операция… И вот над Иртышом уютно и основательно обосновался «Красный дракон» – так прозвали мост хантымансийцы за его удивительную форму, напоминающую живое существо, и сияющий красный цвет.

«Я хочу сказать, что всё это нам удалось сделать при понимании нашего дорожного департамента. Упрись департамент, не поверь нам, что мы это сделаем, и ничего бы не было. Были бы безликие балочные мосты. И ничего светлого, ничего передового, ничего мобилизующего мостовиков России не было бы», – подвёл итог работе Валентин Солохин. Ленточку перерезали 20 сентября 2004 года.  Как и обещал Валентин Солохин…

Сентябрь – время мостов

Очень важно, что и в период распада Советского Союза, и в «лихие 90-е» Солохину удалось сохранить «Мостострой-11». Сохранить коллектив. Сегодня таких предприятий: мощных, с опытом строительства внеклассных мостов – по всей России раз-два и обчёлся. Солохинцы могут строить мосты по всему миру.

«Наши монтажники лучше всех, у них вдохновение есть, они романтики – это элита мостостроения».

Северный широтный коридор на территории Югры сформирован, но переправ нам не хватает. С инициативой возведения второго автомобильного моста в районе Сургута выступила губернатор Югры Наталья Комарова. И вот уже в следующем году должно начаться его строительство. Каким будет этот мост, какие очертания обретёт, станет ли ещё одной югорской легендой – ответы на эти вопросы мы узнаем в ближайшее время. Как и ответ на вопрос, когда будет открытие новой переправы. Если бы строил Солохин, дату можно бы было назвать уже сегодня – конечно же, 20 сентября. Валентин Фёдорович любил эту дату. Совпадение, но именно осенью, именно 20-го, но… ноября 2018 года болезнь перерезала ленточку его жизни. 20 сентября – дату открытия двух мостов – не омрачили печаль и боль невосполнимой утраты. Именем легендарного мостостроителя назвали тот самый первый мостовой переход через реку Обь в районе Сургута. Сразу две югорские переправы носят имена собственные: мост Солохина и мост «Красный дракон».

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах