Примерное время чтения: 7 минут
115

В полу щели… Как защитить свои права, если ремонт сделан некачественно?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Югра 20/12/2023
Некачественный ремонт не просто портит настроение. Это лишние траты.
Некачественный ремонт не просто портит настроение. Это лишние траты. / gpointstudio / ru.freepik.com

Бывает, что качество ремонта, который выполнила бригада строителей, оставляет желать лучшего: обои поклеены не встык, между досками ламината зазоры, новая сантехника даёт течь… Куда жаловаться на подрядчика? Как отстоять свои права и добиться исправления недочётов?

Фиксируем недостатки

Некачественный ремонт не просто портит настроение. Это лишние траты. Но знание своих прав поможет исправить ситуацию. Потребитель вправе потребовать от подрядчика безвозмездно устранить недостатки, уменьшить цену работы, выполнить работу повторно и без дополнительной оплаты, возместить понесённые расходы по устранению недостатков. Для защиты своих прав можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и с иском в суд. Но для этого нужно соблюсти некоторые правила. В первую очередь, зафиксировать недостатки ремонта.

Когда ремонт сделан, нужно с участием подрядчика осмотреть и принять выполненные работы. Это должно быть сделано в сроки, предусмотренные договором подряда. Как правило, стороны подписывают акт приёмки выполненных работ. Если во время приёмки работ обнаружены недостатки, нужно немедленно заявить об этом подрядчику и внести эти недостатки, а также возможность последующего предъявления требования об их устранении в акт либо иной документ, удостоверяющий приёмку. Потребитель вправе предъявить подрядчику требования по качеству ремонта, даже если они были приняты им по двустороннему акту. Если потребитель принял ремонтные работы без проверки, то в общем случае он лишается права ссылаться на их явные недостатки.

Если потребитель обнаружил после приёмки ремонтных работ скрытые недостатки, в том числе если недостатки были умышленно скрыты подрядчиком, то потребитель обязан известить об этом подрядчика в разумный срок. Если между потребителем и подрядчиком возникает спор по поводу недостатков ремонтных работ или их причин, по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несёт подрядчик. Если экспертиза установит отсутствие нарушений со стороны подрядчика или отсутствие причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками, то расходы на экспертизу будет нести сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если экспертиза назначена по соглашению между сторонами, то расходы несут обе стороны поровну.

Платят или устраняют

Если подрядчик провёл ремонт квартиры некачественно, он должен устранить недостатки в разумный срок, назначенный потребителем. За нарушение этих сроков подрядчик уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены выполнения работы по договору, а если цена не определена – от общей цены заказа. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Если подрядчик в установленный договором срок не устранил недостатки, потребитель может отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.

Если подрядчику предъявлено требование безвозмездно устранить недостатки выполненных работ или выполнить ремонт повторно, потребитель вправе потребовать выплату неустойки и за нарушение срока окончания ремонта. При этом сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Если потребитель обнаружил существенные недостатки в ремонте или иные отступления от условий договора, он вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения причинённых ему убытков. Существенный недостаток работы – это недостаток, который нельзя устранить, или расходы и временные затраты на его исполнение несоразмерны, или выявляется этот недостаток неоднократно, или вновь проявляется после устранения и т.д.

Требования потребителя уменьшить цену за ремонт, возместить расходы на устранение недостатков своими силами или третьими лицами, а также возвратить заплаченные за ремонт деньги и возместить убытки, причинённые в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение этого срока подрядчик уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени).

Всё нужно делать вовремя

Требования потребителя, связанные с некачественным ремонтом квартиры, могу быть предъявлены подрядчику: в ходе выполнения ремонтных работ; при принятии выполненных работ; в течение гарантийного срока на работы; в разумный срок в пределах двух лет (если гарантийный срок на ремонтные работы не установлен и невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненных ремонтных работ).

Гарантийный срок на работы – это период, в течение которого в случае обнаружения недостатка исполнитель обязан удовлетворить установленные требования потребителя, в частности о безвозмездном устранении недостатков. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента, когда результат ремонта был принят или должен был быть принят потребителем.

Отметим, что подрядчик отвечает и за недостатки выполненных ремонтных работ, на которые не установлен гарантийный срок, но если потребитель докажет, что они возникли до принятия работ или по причинам, возникшим до этого момента.

Если на ремонтные работы есть гарантия, то подрядчик отвечает за их недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия ремонтных работ потребителем вследствие нарушения им правил использования результатов ремонтных работ, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Если в соответствии с условиями договора гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки ремонтных работ были обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, когда ремонт был принят или должен был быть принят потребителем, подрядчик несёт ответственность, если потребитель докажет, что недостатки возникли до передачи ему результатов ремонтных работ или по причинам, возникшим до этого момента.

Если потребитель выявил существенные недостатки ремонта по истечении двух лет со дня принятия результатов работ, но в пределах установленного срока службы или в течение 10 лет, если срок службы не установлен, то он вправе потребовать от заказчика безвозмездно устранить недостатки, если докажет, что они возникли до принятия им результатов ремонтных работ или по причинам, возникшим до этого момента.

Если это требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе потребовать уменьшения цены выполненных работ; возмещения понесённых расходов на устранение недостатков ремонта своими силами или третьими лицами; отказаться от исполнения договора о выполнении ремонтных работ и потребовать возмещения убытков.

Срок службы

Срок службы на работы – это период, в течение которого исполнитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использовать работы по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Чтобы предъявить подрядчику требования, нужно составить письменную претензию.

Если потребитель получил письменный отказ в удовлетворении своих требований или если эти требования не были удовлетворены в установленные сроки, то потребитель вправе, в частности, обратиться с жалобой в Роспотребнадзор по месту жительства.

При установлении нарушений прав потребителя Роспотребнадзор может выдать подрядчику предписание об их устранении, а в некоторых случаях даже привлечь виновных к административной ответственности, а также обратиться в суд с заявлением о защите прав потребителя.

Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, – год. Если в соответствии с договором подряда результаты ремонтных работ приняты потребителем по частям, срок исковой давности начинает исчисляться со дня приёмки результата работы в целом. Если договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков работы сделано в пределах этого срока, то рассчитывать срок исковой давности (год) нужно со дня заявления о недостатках.

Исковое заявление подаётся в суд по выбору истца. Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает миллиона рублей. В другом случае госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска, уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска в миллион рублей. В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены подрядчиком добровольно, суд взыскивает с подрядчика штраф в пользу потребителя в размере 50% от присуждённой ему суммы. Суд может взыскать с подрядчика заявленные потребителем судебные расходы, в том числе на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу.

Производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей облагаются НДФЛ. Выплачиваемая денежная компенсация морального вреда НДФЛ не облагается.

Статья подготовлена на основании материалов, предоставленных консультационным центром ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах