Почему щебёнка лучше асфальта?

   
   

Лето - время отпусков. Кто-то предпочитает путешествовать самолетом, кто-то - поездом, а кто-то - на машине. Автомобиль с номером 86 можно встретить в любой точке России.

Мне перед каждым возвращением из отпуска домой не спится. В голову приходят разные дорожные ужасы: ямы, канавы... Но что делать, если другого пути в Ханты-Мансийск пока нет?!

Пункт отправления - Тюмень

Современная Тюмень - не та, что была ещё лет десять назад. Прозвище "столица деревень" скоро не будет соответствовать действительности. Например, дороги становятся лучше с каждым годом. Средства на ремонт автомагистралей выделяют городские и областные власти. Многое удаётся сделать благодаря областной целевой программе "Сотрудничество" - в этом году будет введена в эксплуатацию транспортная развязка на магистрали в обход областного центра. Пока же проезд по Тюмени напрягает. Здесь если вовремя не перестроишься в нужный ряд, потом долго будешь искать дорогу на выезд. Нам с мужем не заблудиться в областном центре помогает навигатор, который приятным женским голосом сообщает, когда и куда нужно свернуть. Но даже он не спасёт от главной напасти - пробок. Попадёшь в час пик - и миновать Тюмень по-быстрому не удастся. Нам повезло. С Червишевского тракта мы минут за двадцать добрались до трассы на Ханты-Мансийск. И покатили. 250 км дороги от Тюмени до Тобольска - в отличном состоянии. Небольшой участок щебёнки в несколько сот метров на подъезде к городу не портит общего впечатления от трассы. А вот после Тобольска, на протяжении 140 километров до Увата, дорога напоминает зебру: то ровная (в местах, которые капитально отремонтированы), то ухабистая (там, где поставили заплатки). Те, кто ездил по этой трассе не раз, знают, что эти ямки - только "цветочки", по сравнению с тем, что начинается дальше.

От Увата до Демьянки

Граница Тюменской области и Югры. Дорога на этом участке не просто плохая - её нет. Знаки, ограничивающие скорость, стоят здесь почти на каждом километре. Но даже если попадёшь в одну из местных ям на небольшой скорости - испугом не отделаешься. "Одну яму объезжаешь - сразу в три попадаешь, - возмущается водитель-дальнобойщик Владимир. - Таких дорог нет, наверное, ни в одной стране мира!" Капитального ремонта на этом участке не было с 1981 года. А вот ямочный проходит ежегодно. Латание ям - дело благое, тем более что дорожники не халтурят. Но ехали бы мы не днём, а ночью - неизвестно, остались бы у нашей машины колеса или нет. Проблемный участок нуждается в полноценной реконструкции. Ширины дороги уже не хватает для того огромного потока транспорта, который здесь едет: "Невозможно ехать, - говорит заместитель председателя правительства Югры по вопросам строительного комплекса Алексей Сафиоллин. - Я обсуждал этот вопрос с руководителем тюменских дорог, и он тоже считает, что надо объединять усилия и добиваться, чтобы федеральная дорога была приведена в соответствие с требованиями безопасности. Федеральное правительство сделало первый шаг - выделило 165 млн. рублей. Но надо пятьсот. Вот мы просим, чтобы они эти пятьсот быстрее выделили. Потому что если через три года эти деньги будут вложены, то уже нужно будет опять эти участки ремонтировать!" Но и 500 миллионов не решат проблему. Длина печально известного участка, который начинается в Увате (Тюменская область) и заканчивается в Пыть-Яхе (Югра), - 300 км. Чтобы привести их в порядок, необходимо минимум полтора миллиарда рублей. "Над решением этого вопроса мы бьёмся уже не первый год, - продолжает Алексей Сафиоллин. - В прошлом году обратились к Федерации с просьбой разрешить округу добавить недостающие средства на ремонт участка на нашей территории - по действующему бюджетному кодексу регионы не имеют права вкладывать деньги в ремонт федеральной дороги. Пока разрешения мы не получили". Алексей Маулитжанович несколько лукавит. Отремонтировать проблемный участок можно было ещё несколько лет назад в рамках областной целевой программы "Сотрудничество", о которой мы упоминали выше. За три года работы программы только на территории Югры на средства Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов было отремонтировано несколько десятков километров федеральной трассы Ханты-Мансийск - Тюмень. Но почему-то самый проблемный участок трассы Пыть-Ях - Уват субъекты Федерации решили включить в программу самым последним. И как раз накануне вступления в силу поправок в бюджетный кодекс, согласно которым с 2008 года действительно запрещено ремонтировать федеральные дороги на региональные средства. Совпадение?

Когда из двух зол щебёнка - самое меньшее

Проехав по ямам и ямищам меньше ста километров, мы решили свернуть на строящуюся дорогу через Горноправдинск. Соблазн срезать 300 км перевесил все страхи. Наобум ехать не решились, дождались первую встречную машину с такой же невысокой посадкой, как наша. Водитель сказал, что проехал 100 километров за 2 часа без особых проблем, и мы рванули. Первые 30 км дались нам без усилий, так как уже заасфальтированы. Дальше 19 км мелкой щебёнки. Их мы тоже преодолели с лёгкостью. Потом вновь асфальтированный участок (17 км), и снова, уже более крупный гравий (12 км). Мы не рискнули ехать здесь больше 20 км в час. Почти через час путь нам преградил шлагбаум. Зимой мы уже ездили по этой дороге, и определенный опыт в прохождении "блокпоста" у нас был. В прошлый раз по совету знакомых перед поездкой мы запаслись водкой для охранников (чтобы пропустили) и для водителей бульдозеров (чтобы расчистили дорогу или вытащили из песка). В общем шлагбаум открылся перед нами и на этот раз. Первые 13 километров после поста - ровный асфальт. Правда, потом опять гравий, но всего 5 километров. В некоторых местах мы ехали со скоростью 10 км в час. После щебня начался песок (15 км). После тряски на гравии он показался просто "сказкой".

После песка - очередной шлагбаум. Его перед нами открыли уже без переговоров. Дальше дорога - просто рай. 42 километра идеально ровного асфальта до поворота на федеральную трассу. Оставшиеся 35 километров до Ханты-Мансийска - не такие новенькие и гладенькие, но тоже в отличном состоянии.Одним словом, нелегальный проезд по строящейся дороге прошёл для нас без потерь. Повернули мы на горноправдинскую трассу в одиннадцать вечера, а в Ханты-Мансийске были уже в 2 ночи. Но: "Эта дорога для всех официально закрыта, - говорит директор Ханты-Мансийской региональной дирекции дорожного департамента Александр Басалыко. - И закрыта она будет до конца года. Мы хотим обезопасить югорчан, ведь на дороге ведутся работы. Зимой мы, скорее всего, откроем дорогу для проезда. А потом, если всё нормально будет с финансированием, опять закроем и достроим".

Сдача магистрали намечена на 2010 год - это предполагалось сделать раньше, но начало строительства совпало с периодом, когда были затруднения с финансированием дорожных объектов.

Югорским автолюбителям остаётся только надеяться на то, чтобы из-за кризиса срок сдачи новой автомагистрали опять не перенесли.

Смотрите также: