Примерное время чтения: 4 минуты
95

"С матом, пОтом и божьей помощью"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ - Югра 21/10/2009

Да, сегодня Югра может похвастаться качеством своих дорог. Но так было не всегда. Всего 20 с небольшим лет назад о дорогах здесь и говорить не приходилось - были лишь "пути" и "направления". Своими воспоминаниями поделился с нами водитель 1-го класса Нургали Фаткулин.

"Получил новую машину - поезжай в Сибирь"

- Трасса в Ханты-Мансийск пришла в 80-х годах. До этого от Тобольска сюда можно было добраться только по зимнику, а летом - по реке. Нынешний зимник зачастую шире, чем федеральная трасса. А вот раньше он был по-настоящему экстремальным. Строились зимники просто: прошёл трактор с "гусянкой" - и всё. Одна полоса и туда и обратно. Бывало, и не разъедешься на такой дороге со встречной машиной. Ну а про её ровность и говорить не приходится. Иногда едешь в час по 10 километров по ухабам и кочкам. А представьте, если ехать нужно до Тобольска. Бывало, что машины проваливались под лёд. Каждый год гибли водители.

При строительстве обычных дорог тоже много не мудрили. Валили лес, брёвна складывали вдоль просеки, скрепляли их между собой и засыпали сверху песком или грунтом. По такой трассе выше 60 км/час не разгонишься, да и эта скорость была пределом мечтаний. Так строили дороги и на Самотлоре, и на других месторождениях под Нефтеюганском и Сургутом. С нами работали ребята со всего Союза. Когда водители получали новую технику, многих из них отправляли в округ, на строительство коммуникаций. Бывало, на вахту приезжали целыми автоколоннами. Условия были экстремальные - метели, сильные морозы, болота и непроходимая тайга. Вновь прибывшие водители хватались за голову: "Как вы здесь работаете!?" Многие из них раньше ничего подобного не видели. Нам повезло больше всех: мы жили в Ханты-Мансийске, могли ездить домой и ремонтировать машины. Для приезжих такой "сервис" был недоступен. После нескольких месяцев половина новой техники приходила в негодность.

Часто вспоминаю, как строил дорогу, по которой езжу и сейчас. Сегодня и техника, и технологии строительные шагнули далеко вперёд. Современные сорокатонные самосвалы несравнимы с нашими старенькими "КамаЗами". В них возить песок было то же самое, что носить его в ладошке.

"Всё своё вожу с собой"

Когда открылись первые дороги, на них даже автозаправок не было. Не говоря уже о столовых, отелях и т.д. Мы выезжали из Ханты-Мансийска, заливали полный бак и брали с собой ещё две бочки бензина. Если начальство договорится, то можно было заправиться в Горноправдинске. А если нет, то ближайшая заправка была в Демьянском. Если в дороге случилась поломка, а с собой нет нужной запчасти - пиши пропало. Ездили по принципу "всё своё вожу с собой". За спинкой сиденья - карбюратор и трамблёр, в бардачке - транзистор, а в кузове - ещё полмашины. Спасала и взаимовыручка. Если что-то случилось - водители всегда останавливались, помогали друг другу. Теперь почему-то перестали так делать. А тогда все были одной командой. Однажды мы возвращались с новыми автобусами по только проложенной трассе Тобольск - Ханты-Мансийск. Уже на подъезде к Демьянскому дорогу нам преградили аккуратно высыпанные кучи песка. Видимо, строители, беспокоясь за сохранность ещё официально не сданной дороги, решили таким образом оградить её от любопытных водителей. А у нас талоны на бензин заканчивались на следующий день. Оставался один выход - идти напролом. Вместе с коллегами-водителями мы дружно раскидали эти кучи за ночь. "ПАЗики" использовали вместо бульдозеров - разравнивали ими песок. Так вышло, что мы одними из первых открыли движение по этой "дороге жизни". Такой она и остаётся до сих пор.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах