Владимир КУЛЕБАКИН, бизнес-консультант Юридической фирмы "Север-Лекс", главный редактор журнала "Консультант-Югра"
В УСЛОВИЯХ жёстких конкурентных войн за рынки сбыта и ограниченности этих рынков, бизнесмены вынуждены балансировать между своими оперативными экономическими интересами и перспективой работы с конкретным потребителем. Оттого и товар предлагается на любых условиях, лишь бы взяли. Вопрос же взыскания задолженности, когда от клиента приходится всё-таки отказываться, ложиться на плечи юристов.
ОДНАКО юрист не способен обеспечить возврат долгов в условиях повальных неплатежей. И предприятие, вместе с остальными, "становится в очередь за талонами". Это не бизнес и в кредит сейчас отгружать не следует. Если нет иных возможностей для обеспечения сбыта - лучше бизнес не начинать. Иначе это уже будет "псевдокоммерческая деятельность", направленная не на получение прибыли, а на выбивание долгов.
Загонять делового партнёра в жёсткие условия нельзя - он может отказаться от сотрудничества. Нужно идти навстречу клиенту, но при этом требовать больше гарантий. А то получится игра в одни ворота. Более того, индивидуальные условия при умелом использовании принесут экономическую обоюдную выгоду. Российский бизнес характеризуется практически полным отсутствием договорной дисциплины. На отступления от договорных условий уже не обращают внимания. А зря, ведь любое неисполнение - это источник денежных средств. При этом неважно, пострадали вы фактически от такого неисполнения или нет.
Действующее законодательство предусматривает три функции неустойки: это стимулирующая, компенсаторная и штрафная (карательная). Последней, по вышеуказанным причинам, практически не пользуются.
Однако любое отступление от условий договора может быть оценено в денежном эквиваленте. Штрафная неустойка как раз и говорит о том, что отступление от договора возможно, однако при этом необходимо уплачивать штраф. Его размер заранее рассчитан и не подлежит доказыванию, что очень важно. Если раньше использовался кредит доверия (презумпция добросовестности), то в нынешних условиях следует исходить из обратной установки - презумпции недобросовестности. Вы позволяете контрагенту, под влиянием экономических рисков, отступить от договорных условий за определённую плату. Из практики, 80% контрагентов, подписывая договор, будут уверять, что не допустят его неисполнения. Следовательно, примут предлагаемые условия. Если согласование такого договора зайдёт в тупик - это скорее хорошо, так как может дать реальную картину перспективы работы с подобным контрагентом.
Защитив возможное неисполнение финансовыми санкциями, вы добьётесь обеспечения исполнения обязательства, а в случае неисполнения - поступления денежных средств, которые могут покрыть ваши убытки, а могут - значительно превышать их. Иногда такое обеспечение обязательств используется как самостоятельный способ дополнительного заработка, даже в условиях кризиса.
Смотрите также:
- ...Как посчитать размер льготы ветерану труда? →
- Как человеку скинуть долговое бремя →
- Что ещё можно предъявить? →