"Не вижу в своей профессии ничего необычного", - говорит Виктория Кумова, второй пилот самолёта Boeing 737-500, и в который раз подгоняет под себя форму, сшитую по мужским меркам. К своим 23 годам девушка налетала уже 750 часов - чуть больше месяца в небе.
Мать стойко восприняла решение дочери
У "штурвала" нескольких российских авиакомпаний стоят женщины - сегодня это считается нормой. А вот девушкам, решившим стать пилотами, по-прежнему приходится бороться за свою мечту. Семь лет назад Виктории Кумовой пришлось приступом брать лётное училище. "Другой профессии для себя я не представляла, это было продолжением семейного дела. Мой отец - пилот вертолёта Ми-8. Работает в международном лётном отряде. Возвращался всегда с запасом интересных историй и впечатлений".
Отец, заметив, что дочь увлечена небом, привел её в местный аэроклуб. "Мне тогда было 16 лет, - вспоминает Виктория. - После долгих теоретических занятий нас наконец-то допустили к полётам на вертолёте - лёгком "Робинсоне". Это были непередаваемые ощущения свободы, синевы и большого приключения".
Когда дочь заговорила о поступлении в лётное училище, вопрос выбора профессии был вынесен на семейный совет. Мать восприняла новость стойко и почти не противилась выбору дочери, а отец долго рассказывал о сложностях профессии. "Не стоит думать, что в авиации тебя ждут с распростёртыми объятиями, - сгущал краски отец. - Пилоты пока не готовы видеть девушек своими коллегами". Родители дали Виктории несколько дней на размышление, а ей хватило пары минут.
Однажды медики решили, что женский организм не готов к перегрузкам, которые испытывает лётчик на высоте. Эти выводы вузы восприняли как руководство к действию, и долгие годы принимали на учёбу только парней. Представительницы прекрасного пола всеми способами - даже через суды - заставляли принимать у них документы на участие в общем конкурсе.
Виктории тоже с первого раза не повезло: в Бугурусланском лётном училище у неё документы не приняли. А в Санкт-Петербургский университет гражданской авиации взяли - в качестве эксперимента. Так Виктория стала курсанткой - одна среди 30 парней. "Однокурсники сначала удивлялись, потом перестали. Поддерживали меня до самого выпуска", - вспоминает Вика. В лётных училищах, как правило, курсанты живут в казармах, а форма шьётся исключительно мужских размеров. "Но форму всегда можно перешить, а казарменное положение отменили. Во многих лётных училищах сейчас лояльно относятся к проживанию курсантов за территорией вуза", - улыбается Виктория.
Самое яркое впечатление тех лет - первый самостоятельный полёт. Только три-четыре часа в небе будущий пилот проводит рядом с инструктором. Затем сам садится за штурвал. "Мой первый самолёт Як-18, летала я над окрестностями Питера, - вспоминает Виктория. - Тогда поняла, что действительно увлечена своей профессией, и в небе мне действительно уютно. Страха не было, скорее, ощущение эйфории".
И ласково потреплет за бочок...
Получить образование - полдела. Готовы ли авиакомпании принять на работу "инженера-пилота" в юбке? "С любой профессией можно оказаться невостребованной, - считает Виктория Кумова. - Главное в поиске работы - сделать всё, что от тебя зависит. И чуть-чуть надеяться на удачу". Фактически сразу по окончании училища девушку приняли на работу в "КД-Авиа". Авиакомпания направила начинающего пилота на переобучение на Boeing 737-500 - один из самых перспективных и востребованных самолётов. Дело в том, что российские лётные училища дают лишь общие навыки, а специализацию пилот получает позднее.
Разделы авиафорумов, посвящённые "женской" авиации, полны шуток вроде "дамы, а вашей инструкцией предусмотрена такая внештатная ситуация как "мышь на борту?" Именно на работе Виктория Кумова столкнулась с тем отношением, о котором предупреждал её отец. "Люди, занимающие руководящие должности в авиакомпаниях, относятся к девушкам-пилотам с солидной долей скептицизма, и десять раз подумают, прежде чем принять на работу", - говорит Виктория. Но девушка считает, что её окружают исключительно профессионалы, и если и позволяют какие-то шутки, то только на земле: в небе нет деления на мальчиков и девочек. "Во время работы мы - экипаж. Второй пилот, как и другие члены экипажа, отвечает за обеспечение безопасности полёта и должен в случае чего уметь заменить командира воздушного судна. Сами понимаете, члены экипажа должны доверять друг другу.
И если на земле командир может из-за разницы в возрасте видеть во мне почти дочь, то в небе я его напарник", - объясняет девушка-пилот. Она вообще относится к разделению профессий на мужские и женские как к рекомендации, которую соблюдать не обязательно. "Люди узнав, кем я работаю, реагируют по-разному. Чаще этот факт вызывает массу эмоций: "Как!? Девушка - ПИЛОТ?! Причём так реагируют не только обыватели, но и люди, имеющие самое непосредственное отношение к авиации - из службы аэропортов или лётного состава. Пассажиры тоже удивляются, но пока никто от полёта не отказался", - говорит Вика. Но при этом позволяет себе маленькие женские штучки. К примеру, верит, что полёт пройдёт хорошо и посадка будет мягкой, если перед полётом коснуться борта самолёта и "ласково так потрепать его за бочок".
Работа отнимает у Виктории большую часть времени, а свободные часы она предпочитает проводить в компании родных и друзей. Они видят её не так часто. Ещё вчера Виктория выполняла рейс по маршруту Тюмень - Мюнхен, а сегодня пора "на тренажёры", - так называют своеобразные курсы повышения квалификации пилотов. Столь насыщенный график, конечно же, наложит в будущем отпечаток на семейную жизнь, но как будет справляться с этими сложностями, Виктория решит потом. Пока в мечтах девушки-пилота - отправиться в путешествие и взойти на борт корабля в качестве пассажира. "Многие думают: хорошо быть пилотом - весь мир успеешь повидать. Сегодня я в составе экипажа выполняю полёты в Тюмень, Сургут, Барнаул, Мюнхен, Баку, но времени на экскурсии по городу у нас нет. Зачастую утром прилетаем и через несколько часов уже собираемся в обратный рейс. Максимум, что удаётся - прогуляться по аэропорту".
С профессиональными стремлениями тоже не всё просто. "История имеет немало примеров, когда женщины-пилоты становились командирами воздушного судна. Сегодня в Европе это уже давно стало нормой, а в России... время покажет! Плох тот второй пилот, который не мечтает стать командиром!" - загадочно улыбается Виктория Кумова.
Смотрите также:
- Путешественник Фёдор Конюхов: «Возможно, поставлю рекорд в Ханты-Мансийске» →
- Молодой пилот злосчастного самолета отпраздновал бы завтра День рождения →
- Блошка, любовь моя! ФОТО →