О рыбаках и рыбке

   
   

В декабре прошлого года в рамках выставки "Товары земли Югорской" прошло событие, не замеченное большинством окружных СМИ - создание Союза рыбопромышленников Югры. Новая для этой отрасли организация должна отстаивать интересы отрасли в вопросах распределения квот на вылов рыбы и государственной помощи.

Все за одного...

Пока документы Союза находятся в министерстве юстиции на оформлении, ориентировочно до конца мая, но уже сейчас видно, что для деятельности - поле непаханое. Вернее, море проблем. Не секрет, что 75% рыбы сегодня "уплывает" за пределы округа в замороженном виде. Переработка ведётся за границами региона, и рыба возвращается на прилавки округа уже в виде конечного продукта, правда, изрядно прибавив в цене. Поэтому одна из первоочередных задач Союза - загрузить производственные мощности в округе. Одинокий голос рыбака обычно тонет в пучине бюрократии, а голос Союза заглушить сложно - да и незачем. Именно Союз будет своеобразным гарантом того, что рыбная отрасль в Югре не пойдёт ко дну.

"Порядок рыбодобычи в России общий: и для Сахалина, и для Камчатки, и для нас. А стили и методы разные, - говорит директор Ханты-Мансийского рыбокомбината Сергей Андрейченко. - Мы добываем 60% от оптимально допустимых уловов, а раньше и этих квот добиться не могли! А без них ловить права не имеешь. С конкурсами на вылов та же ситуация: выигрывает тот, кто полностью освоил квоту. Допустим, община получила квоту на вылов тонны рыбы - и выловила тонну. Наш комбинат получил квоту на 700 тонн - а выловил 500. Те квоту освоили, мы - нет. Конкурс выигрывает община. А общие объёмы добычи в расчёт не принимаются. Уловы трудно прогнозировать. У рыбы свои взгляды на наши квоты".

Крупные предприятия законодательно поставлены в одни рамки с частниками, у которых кроме пары рабочих рук и нет ничего. А в части федерального законодательства, касающегося промышленного рыболовства, говорится о предприятиях полного цикла: которые занимаются и выловом, и реализацией, у которых есть береговая линия, свой флот, транспорт, точки продажи продукции... В округе таких единицы - а послаблений для них нет. Поэтому о перспективах развития рыбодобычи говорить рано, считает Сергей Андрейченко: "Вложений нет - если только из своего кармана. Для сравнения: по программе "Сотрудничество" на развитие отрасли и Югре, и Ямалу были выделены практически одинаковые суммы. На Ямале на эти деньги построили перерабатывающий завод, обновили флот, орудия лова, создали пункты приёма рыбы. А у нас построили рыборазводный завод, ни копейки не вложив в рыбодобывающую отрасль. А кто будет загружать его мощности?"

Добываем в 5 раз меньше, чем нужно...

"Сегодня в Югре добывается от 8 до 12 тысяч тонн рыбы, а надо тысяч 50, чтобы обеспечить округ рыбой по нормам, - говорит Александр Тоюнда, исполнительный директор Союза. - У нас в регионах биологическая норма потребления рыбы не выполняется. В Норвегии примерно 40-42 кг рыбы в год на человека. А в Югре и 16 кг на человека не наберётся".

"Муксуна нам вообще ловить не выгодно, - отмечает Сергей Андрейченко. - На всю промышленность дали квоты на вылов 16-ти тонн муксуна, а националам - 32 тонны! Но нас все контролируют - и рыбоохрана, и ГИМС, и налоговая... В итоге ловишь рыбу, а отдаёшь, образно говоря, две... Рыбы-то меньше не стало, и ловить можем больше, но политика такова, что сегодня большую роль в развитии предприятий рыбной отрасли играет АПК. В основном это субсидирование, то есть компенсация налоговых затрат. А с другой стороны: зачем эти субсидии? Сделайте нормальную налоговую базу - и можно обойтись без них".

Смотрите также: