Дерево под его рукой пело

   
   

Среди национальной интеллигенции немало ярких, талантливых людей, но манси Шешкин стоит наособицу. Он не только института - школы не закончил, проучившись всего три класса, но внутренняя культура, глубокое знание фольклора и обычаев мансийского народа, умение выразить в рисунке и скульптуре - выделили его из всех. 24 июня Петру Шешкину исполнилось бы 80 лет - в эти дни югорчане вспоминают талантливого манси.

Мансийский самородок

Всё в Петре Ефимовиче необычно - родословная, жизнь, даже смерть - овеяны загадкой. Совсем маленьким Пётр повредил позвоночник. Медицинской помощи ему не оказали, и со временем вырос горб. Этот физический недостаток не позволял мальчику быть на равных в играх со сверстниками. Зато никто в Ломбовоже не мог так быстро и точно нарисовать животное или человека, как он. Детство в основном прошло в родительском доме - Пётр, как губка, впитывал сказки и предания, которых мать Мария Ивановна знала великое множество. Охотиться он не мог - но любил рыбалку.

Неизвестно, когда Пётр как скульптор-резчик взял в руки нож, но первые работы навеяны рассказами о сказочном богатыре Эква-пырись. Микуль Шульгин, хантыйский поэт и друг Шешкина потом напишет: "В дереве яркая мысль, дерево дышит теплом... Выглянешь: Эква-пырись стоит, торжествуя над злом". Уже зрелым мастером Пётр Ефимович представил свои работы на Всероссийскую выставку 1960 года.

Судьба преподнесла Шешкину дар резчика по дереву, придать ему блеск и национальный колорит помогли искусствовед Александр Валов и художник Михаил Бронников. Оценил самородный талант и малоизвестный тогда художник Геннадий Райшев. Когда они встретились в Ханты-Мансийске, Геннадий Степанович написал его портрет. Часто люди с физическими недостатками не склонны к веселью, а Шешкин был балагуром, часто смеялся совсем по-детски. А вот к детям относился настороженно. Талантливый мансийский резчик Анатолий Вадичупов вспоминает, что Шешкин не любил учить их своему мастерству, но и не отгонял: стой и смотри!

Жизнь, как книга

В Сосьвинском музее шешкинских экспонатов мало: не потому, что музейные работники не хотели собрать материал - они просто опоздали. Богатейшее наследство скульптора-самоучки было растащено, уничтожено. Земляки рассказывали, что после похорон из дома Шешкина выбрасывали пачки исписанных бумаг. Да и сам добрейший мастер свои творения раздаривал направо и налево. Доктор исторических наук, московский этнограф Клавдия Козлова, имея большую коллекцию предметов быта коренных жителей России, очень ценит две деревянные скульптуры Шешкина. "Охотник" - последнее творение её мансийского друга. А в Сосьвинском музее хранится всего две скульптуры: "Охотник с собакой" и "Два медвежонка", да один рисунок "Погоня ястреба за тетеревом". Правда, кое-что имеется в музеях Берёзово, Ханты-Мансийска, Москвы, Санкт-Петербурга и в частных коллекциях.

Старая приятельница Дарья Голошубина сохранила тетрадь шешкинских стихов и песен. Часть текстов на русском, остальное - на мансийском. "Шешкина трудно было переводить - мыслит он афористически, - признаётся Дарья Голошубина. - Прочитайте его любовные стихи!" Влюбился он в красивую девушку Матрёну Хозумову. "Девушка в красивом сахе с узорами вверила счастье мне"... Но семейная жизнь не сложилась. Матрёна не приняла самоотверженной любви скульптора. Он остался одинок, а когда умерла мать - его добрый гений - одиночество усугубилось.

Погиб от молнии

Смерть Шешкина, как и жизнь его, была удивительной. Он сидел в своём доме у окна в ясную погоду. В чистом небе сверкнула молния - и ударила прямо в Петра Ефимовича. Прошёл слух, что Шешкина покарал небесный бог Торум за то, что тот показал святые места иноверцам.

Уже после смерти Петра Шешкина в его дом приехали учёные с письмом от брата Константина, который, якобы разрешал забрать всё то, что нужно. Племянница Шешкина, Людмила Таратова, вспоминает, что забрали, кажется, золотые иконы Богородицы и Иисуса Христа. Сами-то родственники в дом не заходили - нельзя по мансийскому обычаю ни жить там, ни вещи выносить - святилище это.

Как бы то ни было, творчество мансийского резчика уникально, будь то его скульптуры, рисунки, поверья, сказки, стихи или песни. Собрать бы всё - да и показать людям, насколько талантлив был неграмотный манси Пётр Шешкин из Ломбовожа. Большой дом Шешкиных одряхлел, завалился на один бок, но тропинка не заросла. Сюда всё ещё приходят земляки по старой памяти - ни таблички, ни надписи, что здесь жил Шешкин, в том месте до сих пор нет...

Досье

Пётр Шешкин родился 24 июня 1930 года в селе Ломбовож Берёзовского района. Самородок. Югорский резчик по дереву, этнограф, фольклорист, краевед. Создал более 200 изделий из дерева и кости, графические работы, большую часть которых видели Монреаль, Рим, Милан, Берлин и Осака. Работы художника есть в Институте этнографии. Много лет отдал депутатской работе. Заслуженный работник культуры России с 1971 года. В 1982 году жизнь Петра Шешкина трагически оборвалась.

Смотрите также: