Мы продолжаем конкурс сочинений старшеклассников "Спасибо деду за победу". Ждём писем с воспоминаниями, рассказами о прадедушках и прабабушках, которые воевали на фронте или работали в тылу. Предлагаем вашему вниманию рассказы двух претендентов на победу в конкурсе.
Месяц на счастье...
"Моя прабабушка Вера в годы войны работала в посёлке спецпереселенцев акушеркой. Как-то за три месяца приняла 20 родов - женщины часто рожали. Была очень сильная тяга к жизни. Бабушка вышла замуж за деда Андрея второго июня, 22-го началась война, а 28-го мужа забрали на фронт. Осталась она одна. Беременная. Муж часто писал ей, и она ему писала, но он ни одного письма почему-то не получил. Так и не узнал, что у них родилась дочь. А потом письма с фронта приходить перестали, и никто до сих пор не знает, что случилось с моим прадедом. Домой он не вернулся. Я представить себе не могу, каково это: найти свою любовь и потерять навсегда, расставшись с близким человеком через месяц после свадьбы.
Мне запомнилась песня, которую часто пела баба Вера:
В эту ночь у нас под Ленинградом
Разгорелась акварель зари.
Я пришёл, любимая, о многом,
Обо всём с тобой поговорить.
Вот сейчас беседую с тобою,
А на сердце налетает грусть.
Если я на фронте не погибну,
То к тебе с победою вернусь.
Коль судьба рассудит по-другому,
Не забудь, любимая, о том,
Что погиб в бою под Ленинградом
С автоматом русским за плечом.
Что сражался храбро и умело,
Что не знал преграды на пути,
И не думал здесь, под Ленинградом
Смерть себе внезапную найти.
Не забудь, родная, эту песню.
Эта песня разгоняет грусть.
Если я на фронте не погибну,
То к тебе с победою вернусь.
Бабушка рассказывала, как работала на лесоучастке со спецпереселенцами. Принимать роды ходила пешком, за 2-3 километра, с маленькой Дашей на руках. На лодке через реку переплывала: сама гребла, а малышка лежала в середине шлюпки.
Думаю, что люди, которые работали в тылу, особенно женщины, сделали для победы не меньше, чем фронтовики, и они тоже герои. Уже потому, что продолжали любить, ждать и верить в победу".
Александра Драгун, 16 лет
Враги народа в квадрате
Моих предков раскулачили и сослали в Кондинский район в 30-х годах прошлого века. Прабабушке Ангелине было тогда пять лет. Она вспоминала, что везли их обозом 18 дней. Была ранняя весна, очень холодно. Люди умирали и их просто выбрасывали в снег - обозу со спецпереселенцами запрещалось останавливаться. Расселяли народ вдоль озера Туман. По оврагам возводили шалаши, рыли землянки. К зиме начали строить избушки и бараки. Они были битком набиты людьми. Семья от семьи отделялась занавесками. Спали на полу. Люди были трудолюбивые, каждую неделю строили по дому. Были специалисты по каждому делу. И строители, и печники, и мебельщики. Кирпичи тоже делали сами. Лес пилили двуручной пилой. Женщины обрубали ветки, стаскивали деревья в кучу и сжигали. Пни выкорчёвывали с помощью шеста - ваги. На неё наваливалось 10-15 человек и под песню "Дубинушка" выворачивали пень из земли. Дальше к работе подключались дети. Каждый первоклассник должен был за день очистить от земли один пень. Второклассник - два, третьеклассник - три. Когда выкорчевали весь лес, осталась одна лиственница на берегу. Она издали была похожа на звезду. Перед самой войной в лиственницу попала молния и расщепила её на две части. Потом женщины дерево спилили. Посёлок назвали Лиственничный.
Дисциплина была строгая. Выходить за пределы посёлка запрещалось. За опоздание на работу на ночь сажали в каталажку. Прабабушка рассказывала, как в 37-м собрали 70 женщин и мужчин и расстреляли где-то за посёлком. В годы войны расстрелы продолжались. От "вредных людей", по приказу Сталина, избавлялись - был план, сколько человек надо арестовать, сколько расстрелять. Мы были врагами народа в квадрате. Увозили в Тюмень за малейшую провинность или навет.
Бабушка Ангелина вспоминает, как однажды шла домой с одной молодой воспитательницей и та призналась, что должна назвать коменданту имена трёх врагов народа. Бабушку комендант тоже вызвал и потребовал рассказывать обо всех, кто выскажет хоть какое-то недовольство советской властью. Бабушка сказала, что не хочет быть шпионкой и расплакалась. Комендант сжалился и отпустил её. Несколько лет назад на чердаке одного дома нашли сундук с документами, в которых указывались имена стукачей. Документы сожгли, чтобы не делать людям больно...
На фронт врагов народа начали брать только в 42-м году. И эти "враги" умирали за свой народ. После смерти Сталина спецпереселенцев, в том числе и моих близких, реабилитировали. У них была своя война. Своя битва за жизнь. Я считаю, что они настоящие герои. Смелые и сильные люди".
Анна Карфидова, 17 лет
Смотрите также:
- Сургутянин и фронтовик Павел Свербягин о войне и будущем России →
- Спасибо деду за победу! (11.05.2011) →
- Спасибо деду за победу! (17.05.2011) →