"Искусственные" традиции

   
   

Слыша словосочетание "югорская культура" одни недовольно морщатся и указывают, что на культуру в этом году из бюджета округа не выделено ни копейки, другие не так категоричны и уповают на то, что и без денег культура в Югре жила и жить будет. Вот и VIII Югорская ассамблея деятелей культуры и искусства, прошедшая в Ханты-Мансийске, намекнула, что "пациент", скорее, жив...

Югре нужен свой театр

Театралы поведали, что спектакль итальянского стационарного театра "Piccolo" "Арлекин, Слуга двух господ", который осенью пройдёт в театрально-концертном центре "Югра-Классик", только начало сотрудничества Югры и зарубежных театров.

"Югра - прекрасная площадка для развития театрального дела, - убеждена сотрудник литературной части МХТ им. А.П.Чехова Лидия Богова. - Ярче всех выглядит Театр обско-угорских народов "Солнце". Неплохой культурный фундамент наработан и у Сургутского музыкально-драматического театра. С одной стороны все театральные деятели хотят стабильности - но с другой сама природа театра такова, что он постоянно разрушается и воссоздаётся вновь".

"Югра - регион, который развивается наиболее динамично в культурном смысле. Здесь можно апробировать такие вещи, какие не могут себе позволить другие регионы. С одной стороны здесь есть традиционная культура, но с другой - здесь чистое место. В правовых отношениях между госорганами и театром тоже есть положительный сдвиг: мы возродили идею финансирования гастролей. А это очень актуально - здесь множество мест, где просто в силу географических причин не может быть своего репертуарного театра", - говорит доцент Санкт-петербургской государственной академии театрального искусства, член Союза композиторов России Константин Учитель.

В истории российского театра был период, когда самые значительные открытия совершались в так называемой глубинке, а не в "столицах". К примеру, театр кукол базировался на Урале - и уже оттуда совершались гастроли в Москву и Санкт-Петербург, а то и за рубеж.

Эфемерность искусства

"Театр - искусство эфемерное, - продолжает Константин Учитель. - Он как цветок: искусственный - он не такой симпатичный, а живой - вянет. К примеру, в Германии регионализация культуры очень заметна: в Штутгарте свои традиции, в Берлине - свои. И смешивать их не пытаются. Так и Югра должна быть особым культурным пространством - но при этом обогащаться и за счёт гастролей, и за счёт преемственности других традиций".

Ввозная культура в Югре есть. Вряд ли кто-то осмелится сказать: "А зачем нам тут Гергиев и Темирканов"? Быть в контексте европейской и мировой культур - это залог того, что собственная культура не застоится подобно затхлой прудовой воде. Это должно стимулировать процесс формирования собственных творческих коллективов. Театр создаёт публику, он требует немедленного контакта здесь и сейчас. Есть в Югре и свои культурные традиции. Открытие галереи-мастерской Геннадия Райшева, состоявшееся в Ханты-Мансийске в первый день ассамблеи, тому подтверждение.

"Говорят, что нет пророка в своём отечестве, - сказал писатель Еремей Айпин. - Но когда-нибудь в Югре закончится и нефть, и газ, и другие ресурсы, а Райшев навсегда останется нашим достоянием".

Относиться к творчеству Райшева можно и даже нужно по-разному. Но сам факт, что у художника кроме холста и мольберта теперь есть и своя мастерская, говорит о многом. Хотя бы о том, что культура в округе не на последнем месте.

Смотрите также: