Югра на плаву

   
   

Трагедия с теплоходом "Булгария", затонувшем 10 июля на Волге и записавшем в "вечный список" более 120 пассажиров, наделала столько шума в СМИ, что до речников эта волна народного гнева никак не могла не докатиться.

Речные "старички"

Мы все крепки задним умом. Сразу после трагедии быстро выяснили, что и судно "Булгария" - далеко не "юноша" (1955 года выпуска), и неисправности оно имело ещё до выхода на акваторию, и, как говорят свидетели, крен присутствовал ещё в порту Болгар. Но понадеялись на русский авось. Который в этот раз всё-таки не вытянул.

Проблема на самом деле гораздо глубже. Весь речной круизный флот в России старше 30 лет. И предпосылок для его омоложения нет никаких. Немудрено, что югорчане, часть из которых другим транспортом, кроме как речным, и не пользуется, тоже задались вопросом "А на чём возят нас"? Ведь "Северречфлот" тоже не молод. И парк судов новее с каждой навигацией не становится. Самым старым судам - ровесникам несчастной "Булгарии" - речным трамвайчикам тоже по 55 лет. Но местные речники такую ситуацию для себя исключают.

"У нас такой ситуации просто не может возникнуть, - убеждён директор ОАО "Северречфлот" по общим вопросам Сергей Милешкин. - Мы ежегодно проходим контроль и в Речнадзоре, и в Российском речном регистре, где нас очень серьёзно досматривают. К тому же на реке не бывает таких погодных условий, что возникают на водохранилище. В любом случае наш диспетчер просто не выпустит судно в такую волну. Даже самые старые суда у нас в хорошем состоянии. Экипаж инструктирует пассажиров прямо на борту, чтобы те знали, как действовать в случае тревоги. Без наличия на борту спасательных кругов и спасжилетов судно просто не выйдет из порта. Жилетов хватает на всех пассажиров, членов экипажа плюс 2% должно быть в запасе, ну и детские жилеты на борту быть просто обязаны. И у нас они есть".

Речной флот отдал концы?

Если в Югре по рекам можно ходить более-менее спокойно и не опасаться повторения трагедии, то ситуация по рекам России в общем далеко не радужна. Если сравнивать, например, нас и Германию, то там возраст судов такой же, но они не в пример ухоженнее.

Кстати последние российские "Метеоры" ходят именно по рекам Югры. Больше их строить не будут. Технологии утрачены, а специалисты, которые могут их восстановить, давно на пенсии. В развитие речного флота в России сегодня вкладываться не желает никто - срок окупаемости любого теплохода слишком уж растянут по времени - при хорошем раскладе лет 20-25, а в Югре - и того больше, ведь навигация в наших широтах короче, чем в среднем по России, значит, и времени, когда судно работает - меньше. Вот и выходит, что речной флот держится на тех энтузиастах, что и до нынешней поры возили людей и грузы по рекам. И будут возить дальше. Ведь только в России есть такие огромные расстояния. И только у нас есть такое глубокое море вечных проблем.

От редакции.

Российские речники в голос заявляют о том, что всё у нас в малом флоте хорошо, что суда без техосмотра и спасательных жилетов из порта не выходят. Команда "Булгарии" тоже так говорила. А что на самом деле? Уважаемые читатели, напишите нам, действительно ли на малых судах проводят инструктаж пассажиров, действительно ли объясняют, где лежат спасательные жилеты и как нужно себя вести в случае экстремальной ситуации.

Смотрите также: