Традиции коренных народов Югры без постоянной заботы об их сохранении и распространении рискуют затеряться во времени. Мастерство, оттачиваемое умельцами годами, передаётся из поколения в поколение, а секреты работы с берёстой, мехом и рыбьей кожей - от отца к сыну и от матери к дочерям. Сохранением традиций коренных народов на уровне округа сегодня занимается ханты-мансийский Центр народных художественных промыслов и ремесел во главе с Ольгой Бубновене.
"Нет искусства без традиционной среды"
- Ольга Дмитриевна, как вы оказались в Югре?
- В 1984 году я переехала сюда, в тогда ещё строящийся Когалым. Меня, если честно, покорила природа этого края, и в какой-то степени особое состояние пространства. С одной стороны - новый, растущий ввысь город, а с другой стороны - коренное население ханты, которое в этот город приходит и живёт рядом с ним. Это органичное сочетание традиций и современного города полюбилось мне.
Поразила устойчивая, живая традиция коренных жителей, проживающих на территории Югры. Большие семьи, рода, имеющие родовые угодья... Недавно мы были на стойбище Капитолины Романовны Ермаковой, с которой знакомы с 80-х годов, и по сей день поддерживаем рабочие и личные контакты. Она народный мастер России, который занимается очень сложным традиционным женским ремеслом - работой с оленьим мехом. Шубы и обувь она делает собственными руками. Но работа сложная и трудоёмкая, на обработку меха тратится очень много времени. И при пошиве одежды она совершенно не отступает от традиционных правил, шьёт, к примеру, только сухожильной нитью. А ведь современные мастера отдаляются от ремесла, потому что на него уходит очень много времени и сил.
- Чем сегодня занимается ваш центр?
- Мы работаем над тем, чтобы традиция коренных малочисленных народов Югры не забывалась людьми. Да, она постоянно трансформируется, приобретает новые формы, и молодые художники, студенчество наших художественных вузов и колледжей стремится создать новые изделия в этническом стиле. Но без погружения мастера в традиционную хозяйственную среду, без изучения им вековых технологий производства новый современный предмет практически не "живёт". Порой он просто нелепо выглядит. Случайное изделие, случайная работа. Традиция живёт лишь тогда, когда молодой мастер-студент начинает изучать искусство местных народов и вносить в него своё творческое отношение.
Знания оттачиваются столетиями
- Как устроено обучение, к примеру, в том же Центре искусств для одаренных детей Севера? Традиционные ремёсла в курс не входят?
- В самой программе обучения есть часы, на которых ребята получают навыки традиционных народных промыслов. Но не всегда это даётся просто. Процесс сложен тем, что студенту нужно понимать и уметь очень многое. Обработка меха, дерева, берёсты... Необходимо ездить к мастерам. Если нет толковых преподавателей, то нужно знакомиться с традиционными промыслами непосредственно у тех, кто живёт ими. И у мастера ученик, не нарушая традиционную для ханты и манси форму обучения, получит знания и каноны промысла, изучит приёмы декорирования и обработки, ни на шаг не отступая от ковавшейся веками традиции. Ученику необходимо понять, почему определённые произведения создаются так, а не иначе. Тогда и современные оригинальные работы будут выполнены намного грамотнее и эстетичнее.
- То же правило, по-видимому, касается и национальных костюмов...
- Да, без сомнений. В Югре очень интересная, живая традиция национального костюма. Каждая локальная группа сегодня имеет свои устоявшиеся традиции в пошиве костюма, по которому можно определить, где и как родился человек.
Начинающих модельеров привлекает этническая тема. Студенты сегодня хотят создавать современную, стильную одежду для молодёжи, используя в ней орнаменты и узоры коренных народов Югры. Но это очень непростая тема, такая же, как и попытки "с нуля" создать коллекцию современной одежды в этническом стиле. Вообще, национальный костюм - благодатная для дизайнеров и художников среда.
У нас, к сожалению, нет сегодня ни фабрик, ни учебных заведений, где готовили бы людей, занятых национальными костюмами. Нет подходящих художественных колледжей, и поэтому серьёзно заняться одеждой в этническом стиле, в общем-то, некому. Людей, которые над этим работают, можно по пальцам пересчитать.
- С трудом представляю современных молодых людей в национальных костюмах.
- Да, есть молодые, которые стесняются носить традиционную одежду своих народов. Но есть и те, даже не коренных национальностей, что хотели бы иметь в своём гардеробе нечто национальное. Ситуация по этому вопросу достаточно разноплановая.
- Центр сегодня работает над какими-либо глобальными проектами?
- Да, сейчас у нас идёт большая работа по подготовке к 1-му Международному конгрессу художественной культуры, одной из тем которого станут традиции прошлого и сегодняшнего дня. Он будет проходить в конце ноября. Основная масса людей сегодня считает, что никакие традиции нам не нужны. Но мы так поступить не можем. Это корни, от которых мы до сих пор питаемся, и тем самым сохраняем себя, свою историю и духовность. Чем меньше мы будем говорить о традиционных промыслах и ремёслах, тем больше потеряет наше духовное начало.
Смотрите также:
- Как в столице Югры определяли лучших мастеров. ФОТО. ВИДЕО →
- От ремесла к искусству →
- Мудрость рук золотых →