"Война привела меня в педагогику"

   
   

"Они сердце отдают детям!" - так говорят об учителях. Кто-то с детства хочет стать педагогом, а кого-то к этому подводит сама жизнь. Учитель ОБЖ няганской средней школы N 1 Андрей Кочнев не мечтал в детстве о такой работе, но о безопасности жизни знает не понаслышке.

От водителя к учителю

- Андрей Михайлович, мужчин-педагогов в наших школах не так много. Почему стали учителем?

- Так получилось, что мне в юности пришлось побывать на войне: моя служба в армии совпала со второй чеченской кампанией. Приехав домой, я стал работать водителем и отношения к педагогике, конечно же, не имел. Но военкомат частенько привлекал нас, ветеранов, к работе со старшеклассниками на военно-полевых сборах. Три года подряд ездил туда. Мне нравилось заниматься с детьми, учить их тому, что умею сам. Школьники ко мне тянулись, просились в отряд. Когда предприятие, на котором я работал, развалилось и я остался без работы, мне предложили место в центре "Патриот". Это были уже преподавательская работа и хорошая практика.

- Что входило в Ваши обязанности?

- На сборах мы делали всё, что делают солдаты в армии: рыли окопы, проходили полосы препятствий, организовывали марш-броски. Изматывали мальчишек так, что в лагерь они почти приползали. Но ребятам это нравилось. Чувствовали себя настоящими мужиками: сильными, выносливыми. Никто не стонал. Наоборот, просились на вторую смену. А в "Патриоте" работал с кадетами. Но недолго. Перевёлся в среднюю школу N 1 учителем основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Педагогом по информатике работать не захотел. Наверное, потому что эту науку я постигал по учебникам, а ОБЖ - на практике. На войне без этих знаний просто не выжить. Получается, что Чечня и армия сделали из меня педагога.

Последний мост

- А какой именно жизненный опыт пригодился больше всего в жизни и в работе?

- Конечно, тот, что я приобрёл в армии, а особенно во время боевых действий. В Чечню я поехал добровольцем, несмотря на то, что уже был готов приказ на демобилизацию. Просто заменить нас было не кем - ехать должны были те, кто отслужил больше полугода. Не хочу показаться нескромным, но способность принимать самостоятельные решения, возможно, даже чем-то жертвуя, - очень важная мужская черта, и я стараюсь привить её своим мальчишкам. Человек всё-таки должен думать не только о себе любимом, но и о других. Поддерживать близких, подставлять плечо.

Я был стрелком-пулеметчиком. Мы охраняли единственный уцелевший мост недалеко от Моздока. Сказать, что условия были экстремальными - ничего значит не сказать. Нам просто приходилось выживать: держаться вместе, рыть окопы, ремонтировать на ходу технику и добывать еду - питание было очень скудным. Помню, как собирали урожай с заброшенных полей, ходили на рыбалку. Удочек у нас, конечно же, не было, приходилось делать их из подручных материалов: палок, капроновых ниток (вытягивали их из мешка из-под сахара), швейных иголок (из них гнули крючки). Этому я тоже учу своих подопечных. Мало ли где пригодится...

Наш пост целенаправленно не бомбили, но боевики делали регулярные вылазки, пытались прорваться через заставу. Работал снайпер. Несколько месяцев мы жили в постоянном напряжении. Это тоже нужно было выдержать, не поддаться панике. Я хотел остаться служить по контракту, но сослуживцы меня отговорили, и я очень благодарен им за это. Наш командир сказал, что свой долг Родине мы уже отдали и должны ехать домой. Тогда я понял главное: самая большая награда - это жизнь и семья.

- Часто к ОБЖ школьники относятся несерьёзно. Естественно, не воспринимают и учителя. А как у Вас?

- Я, наверное, могу гордиться тем, что ребята не прогуливают мои уроки, с интересом слушают всё, что я рассказываю, ведь примеры, на которых я объясняю материал - из реальной жизни. Буквально в этом году, когда я был в отпуске, на моих глазах у женщины сломался каблук. Она упала, сломала ногу и потеряла сознание. Я оказал ей первую помощь. Нужно всегда быть готовым к тому, чтобы оказать помощь людям. Часто для занятий приходится самому делать какие-то ролики, клипы, искать фильмы. Ученики задают вопросы, я вижу, что им интересно. Мы проводим соревнования, изу-чаем устав, стреляем в тире (сами его и организовали). Я состою в ветеранской организации. Мы ухаживаем за могилами наших товарищей, воинов. Ребята, принимая в этом участие, отдают дань памяти тем, кто когда-то подставлялся под пули ради того, чтобы мы жили мирно. Считаю, что учитель - это призвание. Вряд ли я смогу заниматься чем-то другим. Очень приятно, когда выпускники продолжают приходить в школу, участвуют с соревнованиях. Многих из них я считаю своими друзьями.

Досье

Андрей Кочнев родился в 1979 году в п. Южноенисейске Красноярского края. В 1984 году семья Кочневых переехала в поселок Нях (сейчас Нягань).

С 2004 года работал преподавателем в центре "Патриот". С 2006 года - учителем ОБЖ в МОУ СОШ N 1 г. Нягань. В 2009 году окончил факультет информатики в Шадринском педагогическом институте. Женат, воспитывает двоих детей. Имеет множество наград и дипломов. Активно занимается общественной деятельностью, член общественной организации "Ветеран".

Смотрите также: