Люди или машины? Нужны ли в Югре парковки во дворах?

Анастасия Буякевич / АиФ

По числу автомобилей на душу населения Югра занимает одно из первых мест в России. В результате дворы югорских городов всё чаще забиты под завязку припаркованными машинами. При этом в разных городах предлагают разные пути решения этой проблемы. Одни стремятся увеличить количество парковочных мест. А другие думают, как побудить людей отказаться от машин.

   
   

Увеличить!

Большая часть городов Югры застраивалась около 40 лет назад, тогда рядом с домами предусматривалось не более десятка парковочных мест – и этого хватало. Сегодня машинами забиты не только стоянки, но и тротуары, газоны, детские площадки. Всё чаще случаются инциденты, когда из-за припаркованных частных авто, к домам могут проехать машины скорой помощи или пожарной охраны. В Нижневартовске до сих пор воспоминают случай 2012 года, когда пожарные вынуждены были бросить свою машину и добираться до полыхающей квартиры на улице Пионерской бегом. Из-за потерянных минут не удалось спасти человека – он отравился угарным газом.

Теперь в Нижневартовске власти решают проблему стандартно – строят новые парковки. Если нет места во дворах, используют для этого улицы.

«При строительстве новых домов обязательно выделяются парковочные места, - говорит ведущий специалист управления дорожного хозяйства администрации Нижневартовска Анастасия Огородникова. - В уже построенных старых районах города стараемся организовать парковочные места в границах уличной сети: где это возможно, организовать заездные карманы и парковочные места с отдельным въездом и выездом».

Дополнительные парковки сделали везде, где позволяет ширина улицы. С начала года администрация города приняла 15 обращений об организации парковок.

Сократить!

А вот власти Ханты-Мансийска обсуждают совершенно иную идею - отказаться от принципа «1 квартира - 1 машиноместо» и ввести коэффициент 0,7. То есть, рядом с условным домом на 100 квартир оборудовать только 70 парковочных мест. По мнению специалистов городского департамента градостроительства и архитектуры, это побудит жителей чаще ходить пешком и пользоваться общественным транспортом. Естественно, для этого администрация планирует существенно вложиться  - в новые автобусы, теплые остановки и т.д.

   
   

«Ханты-Мансийск - город маленький, и мы можем совершенно легко передвигаться пешком. Мы просто тяжелые и неповоротливые, мы должны себе это сказать. Ходить пешком - это совершенно правильно», - поддерживает инициативу депутат городской думы Любовь Корнеева.

В то же время ряд депутатов выступили против предлагаемых изменений, считая, что это доставит неудобства горожанам.

«Коэффициент «1 квартира - 1 машиноместо» нужно сохранить для всех видов застройки в Ханты-Мансийске. Ментальность жителей города изменить сложно. Не одно поколение должно поменяться, чтобы люди начали ставить личный транспорт туда, куда власти их обяжут, и ходить за 800 метров за машиной, - считает депутат Валентина Казакова. - У нас есть, где строиться. Запретами или ухудшением автомобильной инфраструктуры мы не заставим горожан отказаться от транспорта, мы только озлобим людей, будет больше недовольства».

В свою очередь депутат Михаил Иванов выступил за дифференцированный подход:

«Я считаю, что надо разделить по площади домов, по количеству квартир. Если в доме менее 100 квартир, то парковка должна рассчитываться из параметра «1 квартира - 1 машиноместо», а если свыше 100 квартир - то можно применять понижающие коэффициенты. Еще три года назад на одну ханты-мансийскую семью приходилось 1,3 автомобиля. И к чему мы придем через 5-10 лет? В других городах чуть ли не войны происходят из-за парковочных мест».

А нас спросили?

В массе своей не воспринимают новомодную «пешеходизацию» и горожане. Их можно понять - не для того люди покупали машины, чтобы ходить пешком или ездить на общественном транспорте.

«У нас не те погодные условия, чтобы часто пешком ходить или маршрутку ждать», - говорит жительница югорской столицы Юлия Мешкова.

«Когда у тебя двое маленьких детей и нужно после работы ехать за ними в разные детсады с другого конца города, а после этого развезти по спортивным секциям - на автобусе физически не успеть за час», - рассуждает горожанка Юлия Гранопольская.

«Мне кажется, власти не совсем верно расставляют приоритеты, - считает хантымансиец Василий Варачёв. - Нужно сначала делать общественный транспорт более удобным и дешевым, а уже потом наступать на парковки. Лично я сегодня в день наматываю по городу около 70 км. Соответственно, трачу бензина около 7 литров - около 250 рублей. Если же я и члены моей семьи будем перемещаться на общественном транспорте, мы будем тратить в день около 400 рублей. Выбор очевиден».

А как у них
Власти Москвы последовательно пытаются «выдавить» автомобилистов из центра города. Для этого в столице постоянно расширяют зоны платной парковки. «Все 100% средств, которые город получает от платной парковки, поступают в бюджет на специальный казначейский счёт и после этого отдаются в управы тех районов, где введена зона платной парковки, - говорит заместитель мэра Москвы Максим Лискутов. - Ещё отмечу, что ни копейки не уходит мифическим посредническим структурам. Это неоднократно проверено и правоохранительными органами, и прокуратурой Москвы, и налоговой службой». За всё время действия проекта (с 1 ноября 2012 года) в столице собрали более 4 млрд рублей. Эти деньги направлены на благоустройство города.

Нужна «пешеходизация»

Ольга Фролова, главный архитектор администрации Ханты-Мансийска:

- Создание благоприятных условий для развития транспортной инфраструктуры побуждает человека ездить на машине. Это последняя тема всех урбанистических исследований: чем больше парковочного пространства, тем больше машин. Поэтому сейчас мы в департаменте разрабатываем транспортную концепцию, которая бы предусматривала гармоничное сочетание транспорта и человека. Нам нужно создавать город для людей, а не для машин. Это значит, что необходимо популяризировать общественный транспорт, устанавливать удобные в нашем северном климате остановки, использовать автобусы, комфортные для маломобильных групп населения. Есть новый термин - пешеходизация - стимулирование человека ходить пешком. Мы уже начали нарабатывать материал, как создать условия для пешеходного движения. Это подразумевает развитие общественных пространств, строительство тротуаров, преображение пешеходной улицы Карла Маркса. Жители Ханты-Мансийска любят гулять и нужно сделать так, чтобы им было удобно добраться в любую точку на общественном транспорте.

Мест не хватит никогда

Илья Варламов, блогер, урбанист:

- С машинами надо бороться самым решительным образом. Начать надо с запрещения любой парковки во дворах. Эта идея пока принимается в штыки. Надо понимать, что каждый автомобиль занимает больше места, чем человек. На его хранение нужно порядка 18 кв.м - проезд, подъезд и само парковочное место. На человека положено примерно столько же. Если у вас каждый купит машину, то вам нужно рядом с девятиэтажным жилым домом строить столько же этажную парковку. Понятно, что на придомовой территории и вдоль улиц все машины разместить невозможно. И удовлетворить спрос на парковку в принципе невозможно, потому что машин всегда будет больше, чем для них можно выделить мест. Когда парковка будет хоть как-то регулироваться - в Москве еще есть какие-то попытки, в Сургуте вообще никак не регулируется - бизнес начнет строить стоянки и паркинги. У вас сейчас новые дома строятся с подземными парковками. Но люди не покупают там места, потому что они могут накидать машины вокруг дома, на газоны. А когда у них не будет возможности ставить машины на газоны и во дворах, тогда начнут думать. И ничего страшного не случится.

Голос из «маршрутки»

Наталья Павлова, жительница Ханты-Мансийска:

- Мне кажется, прежде, чем призывать горожан активнее пользоваться общественным транспортом, нужно навести в этой сфере элементарный порядок. В нашем городе остановка по требованию стала нехорошей привычкой. Не задумываясь о последствиях своей просьбы остановиться в неположенном месте, пассажиры с гордостью выходят из «маршруток» буквально за шесть метров до «официальной» остановки. Это больше всего похоже на конкуренцию между водителями маршрутных такси и водителями автобусов. Куда смотрят работники ГИБДД?

Самое страшное, что дети, копируя поведение своих родителей и взрослых пассажиров, поступают так же - стоят в тех местах, где обычно стоят взрослые, и взмахом руки останавливают маршрутное такси. А места-то небезопасные, не приспособленные для посадки-высадки пассажиров!

В свою очередь, водители находятся в зависимости от настроения пассажиров. Добираясь на «маршрутке», наблюдаешь за пассажирами, которые разговаривают с водителем в приказном тоне, повышают голос, грубят - заставляют водителя останавливаться буквально через каждые десять метров. А водитель, привыкший останавливаться по требованию пассажиров, часто проезжает мимо настоящих остановок, если его, конечно же, не предупредить о том, что хочешь выйти именно здесь.

Хочется обратить внимание властей города на эту проблему. Ведь наши чиновники, как правило, на общественном транспорте не ездят. А из окна личного автомобиля не видно людей, которые едут в утренний час пик в переполненном маршрутном такси.

Смотрите также: