Можно ли творческому человеку – музыканту, танцору, актёру с образованием – найти себя в Югре, или людям, которые решили посвятить свою жизнь искусству, нужно обязательно уезжать в Москву, чтобы работать по профессии?
В Югре создан ансамбль песни и танца – крупнейший в Западной Сибири и на Урале, в нём сегодня работает около 80 человек. А руководит этим огромным коллективом Владимир Аникин. Он ответил на этот и другие вопросы.
Остаться и играть
– Владимир Александрович, Ансамблю песни и танца – чуть больше двух лет. Почему решили создать такой коллектив?
– Надо было удержать в Югре талантливых людей: музыкантов, актёров, танцоров… Округ тратит огромные средства на воспитание своих «культурных кадров», но найти работу по такой редкой специальности, как, например, артист ансамбля, в Югре всегда было проблематично. Некоторые из моих знакомых уехали из округа в поисках лучшей доли. Я сам, если честно, думал переехать в Европу, но потом понял – там я всю жизнь буду человеком второго сорта. У меня другое мировосприятие. И я, как и многие, остался. Мы здесь выросли, прошли через ханты-мансийский филиал Гнесинки, потому и ратовали за создание ансамбля.
– Кстати, как отреагировали выпускники и студенты нашей Гнесинки на весть о закрытии учреждения?
– Мы не понимаем этого решения. Я ездил с концертами по всей России и видел, как в Москве живут студенты музыкальной академии, – берут ворох подушек, складывают в угол и говорят: «на сегодня это моя кровать». В Югре такого нет – у нас новые красивые общежития, там есть всё, что нужно для вполне комфортной жизни. Но дело не в том, где и в каких условиях живут студенты, а в том, что поступить в столичную Гнесинку, не имея таланта Моцарта либо толстого кошелька, невозможно. Сумма за обучение в 250 тысяч рублей за год – не предел.
– Кроме закрытия Гнесинки, в Год культуры что-то изменилось в жизни творческих работников? Или просто повседневные дела приурочили к событию?
– Мы как ходили по школам с уроками игры на народных музыкальных инструментах, так и ходим. Выступаем в ветеранских организациях, играем музыкально-театральные постановки в отдалённых районах Югры. Из-за отсутствия дорог и эпидемий это бывает непросто. Рассчитывали вот в Белоярский одним автобусом уехать, но нам сказали, что мы по зимнику не проедем – слишком тяжёлые. Пришлось две машины нанимать, а это деньги. Но не ездить нельзя – жители отдалённых деревень и посёлков не избалованы столичными театрами и искренне радуются живой музыке. Кстати, вход на наши концерты бесплатный.
Пожалуй, в Год культуры нам оказывается больше внимания. Можно лишний раз сказать что-то в прессе, попросить дополнительного финансирования, помощи с льготным жильём для сотрудников. Не скажу, что мы совсем уж плохо живём, – артист в среднем получает примерно 35 тысяч рублей. Это значительно больше, чем в целом по стране, но ведь и жизнь на Севере дороже.
Созидательный процесс
– Что вы понимаете под выражением «наша культура»?
– Мы органично чередуем постановки по русскому и хантыйскому фольклору. И нет никакой вражды между ними. Великорусский шовинизм придумали на Западе. Ко мне во время концертов в Европе и США открыто подходили зарубежные чиновники и говорили: «Зачем вы заставляете бедных ханты играть Чайковского?». А никто никого не заставляет. Культура – созидательный процесс, который объединяет людей, а не разъединяет их.
Например, наш ансамбль выступал на Олимпийских играх в Сочи с этно-фольклорным хореографическим спектаклем «Так Молупси – сказ о земле Югорской». Мы всему миру показали, как мы дружно живём. На следующий год мы планируем поставить танцы обско-угорских народов. Там будут представлены коми, ханты, манси, венгры, финны.…
– Но сейчас модно эпатировать публику, ставить постановки на грани фола. А вы выходите с танцами обско-угорских народов…
– Гессе говорил: «Если человек не мыслит творчески, он не существует». Новые идеи в спектаклях необходимы. Однако новое ради нового – это не искусство. Надо освоить базовые ценности – потом экспериментировать. Кстати, эксперименты в большинстве случаев поначалу негативно воспринимаются зрителями, но нельзя закрывать двери для нового – это непрерывный процесс. Мы стараемся развиваться в академическом русле. Выходим на сцену, чтобы зритель нас понял, если не понял – значит, мы плохо играли.
Недавно в «Центре искусств» прошёл наш премьерный концерт с участием народной артистки России Натальи Герасимовой, посвящённый 69-летию Победы в Великой Отечественной Войне – «Ожиданием своим ты спасла меня…». Мы показывали те редкие минуты покоя между боями, ту культуру и ту внутреннюю силу, что была в людях поколения победителей. Зал был полон. Мы не ждём цветов – зрители у нас в большинстве своём люди небогатые, лучшая похвала для нас – когда зал аплодирует стоя.
Смотрите также:
- В Сургуте впервые отпразднуют День независимости Армении →
- Ольга Комарова: "Детей в семье должно быть много" →
- О творческом бесстрашии и чиновничьем равнодушии →