Организаторы Международного кинофестиваля «Дух Огня» вот уже десять лет привозят в Югру интересную программу. В 2011 году югорчане увидели «Чёрного лебедя» Даррена Аронофски, Елизавету Боярскую и Максима Матвеева в дебютной картине «Не скажу». В 2012 году на фестивале был показан оскароносный фильм «Артист» и многообещающая «Меланхолия» Ларса Фон Триера. Кроме того, югорские зрители первыми в стране увидели комедию Егора Баранова «Самоубийцы».
Программа 2013 года обещает быть не менее интересной и запоминающейся. Хотя бы потому, что XI международный кинофестиваль включает новую программу «Выбор критиков». Пять российских кинокритиков представляют зрителям лучшие, по их мнению, кинодебюты прошлых лет. И одним из таких фильмов стал режиссёрский дебют Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила».
Картина была представлена широкой публике в 2004 году. Именно тогда Литвинова показала себя не просто одарённой, но и разносторонней личностью. В фильме она взяла на себя роль режиссёра, сценариста, актрисы и продюсера. Однако это нисколько не испортило фильм, напротив, позволило зрителю увидеть изнанку Литвиновой.
Фильм представляет собой сложное женское кинематографическое произведение. Связано это не с тем, что большую часть съёмочной группы составляют женщины. Дело в том, что всё, что происходит на экране, показано с одной точки зрения - женской. Этакий кинематографический субъективизм. При этом непростой, а очень даже философский.
Главная героиня Фаина (Рената Литвинова) – следователь. Образ собирательный. Здесь присутствует поэтесса Серебряного века, Алиса из страны чудес и сама Литвинова. И вопрос о том, как эта женщина попала в органы, появляется у каждого, даже у одного из героев, Николая Егорова - Ягуарова (Константин Мурзенко). Профессионала своего дела, но не вполне адекватного и даже немного сумасшедшего интересует, как Фаина попала в органы.
Однако работа причудливой Фаины как будто создана для неё. Загадочные дела, странные судьбы, нелепые и одновременно страшные смерти нисколько не пугают героиню. Она смело отправляется к главным подозреваемым (Андрей Краско, Елена Руфанова), спокойно вытаскивает нож из женской груди, и даже кажется, что её нисколько не задевают страдания отца (Виктор Сухоруков). Но, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, на самом деле всё выглядит иначе. Режиссёр Литвинова с первых минут фильма начинает путать зрителя.
Сначала кажется, будто перед нами психологический детектив, чем-то похожий на «Молчание ягнят», но сны и личные переживания героини заставляют думать иначе. Ведя дело, Фаина начинает подводить итоги своей жизни, рассуждая о любви. Она, имеющая интуицию и силу духа, совсем не умеет любить. И оттого её жизнь абсурдна и невыносима. Она пытается разобраться в этом, но из-за крепкого одиночества получается наоборот: Фаина запутывается ещё больше. И, возможно, героиня сошла бы с ума, но ей предначертано судьбой стать Богиней, чтобы облегчить души умерших, найти ответы на свои вопросы и полюбить. Только вот цена этому гораздо больше, чем можно было предположить.
Отдельную нишу в фильме занимают сны Фаины. На протяжении всей картины реальность и сновидения сосуществуют друг с другом, порождая абсурд. В итоге это приводит к тому, что отличить реальность от сна невозможно. Кроме того, сновидения вобрали в себя всё лучшее от сюрреализма. Пронумерованность снов, символика, интерьер, костюмы, речи, поведение, сон во сне, – всё это захватывает и не отпускает. Вспоминаются хичкоковские птицы. Начиная от одного ворона, раскладывающего за окном свою добычу в виде мертвой рыбы и заканчивая стаями пернатых, которые пугают Богиню.
Особое место занимает музыкальное сопровождение картины. Композиторами фильма стали небезызвестные Игорь Вдовин, Земфира Рамазанова и Ник Кейв. Кажется, что музыканты сработались - об этом говорит музыка. Она задает ритм и настроение фильма. И, так как цветовая гамма картины выполнена в холодных цветах, то и музыка тоже немного холодная, мрачная. Однако, она не нагнетает, а напротив, дает какую-то надежду. В финале зритель может порадоваться: вера в хорошее всё-таки оправдана. Финальная песня Рамазановой «Любовь, как случайная смерть» и яркий, портретный видеоряд создают радостное ощущение того, что ответы на поставленные Литвиновой вопросы всё- таки будут найдены.
«Богиня: как я полюбила» - красивое, сюрреалистическое кино о жизни без любви и любви без жизни. Рената Литвинова смогла поставить такие философские вопросы: нужна ли любовь, как можно жить без любви, может ли любовь оправдать преступление и какова настоящая цена любви. Пища для размышлений была одна для всех, но вот ответы на поставленные вопросы у каждого свои. И цена ответов тоже разная. Только не стоит забывать, что «ради любви возвращаются даже мертвые».
Смотрите также:
- Константин Мищенко: «Фотография - это то искусство, в котором человек может совершенствоваться бесконечно» →
- Фильм открытия фестиваля «Дух огня»: «1+1, или Неприкасаемые» →
- Никита Чебыкин: «Энциклопедия цыган» →