Легенда и история
Святая Вероника подала Иисусу Христу, идущему на Голгофу, ткань, чтобы он мог стереть пот с лица. Именно на этой ткани и запечатлелся лик Христа. Предполагают, что имя Вероника произошло от латинского vera icon («подлинный образ») – так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Образ и деяния святой Вероники послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии.
Почти два тысячелетия спустя после этого события, Римский папа объявил этот день Всемирным днем фотографа.
Первая фотография, разумеется, черно-белая, была сделана в 1826 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, который назвал ее незатйеливо - «Вид из окна». Съемка длилась 8 часов.
Первые цветные фотографии появились еще в середине XIX века, причем для их создания использовались три фотокамеры – на каждую устанавливали светофильтр (красный, зеленый и синий), а потом соединяли изображения.
Фотограф – человек, который всегда находится «по ту сторону фотографии». Нам всегда хотелось знать, что же таится в душе у художника, когда щелкает затвор его аппарата. Своими тайнами с нашим корреспондентом поделился преуспевающий фотограф из Ханты-Мансийска Константин Мищенко. Главный секрет его успеха – делать свою работу с радостью и удовольствием.
«Снимать то, что нравится тебе, не обращая ни на кого внимания»
– Ваши работы очень красивы и имеют выверенную постановку, свет, обработку. Вы получили специальное образование, чтобы делать такие фотографии?
– Фотография – это то искусство, в котором человек может совершенствоваться бесконечно. Фототехника настолько стала доступна любому человеку, что научиться фотографировать можно легко. Многие спрашивают, какую же все-таки камеру купить и как ею пользоваться? Наверняка стоит взять профессиональную камеру, так как она снимает лучше, чем простая. Но в результате человеку, купившему дорогую камеру, только и остается гордиться своей покупкой.
Действительно, у дорогой камеры больше функций и возможностей. Но без знания теории и практики сложно управлять любой техникой. Поэтому специальное обучение нужно, также необходимо просто снимать то, что тебе нравится. И когда опыт придёт, вы точно сможете для себя решить, каким быть фотографом дальше. Можно ускориться, благодаря фотокурсам, мастер-классам и институтам, которые существуют в достатке в наше время. Да, я сам обучался и обучаюсь.
– Насколько образование важно в фотографии? Или можно самому научиться?
– О фотографии, не зная теории даже самой элементарной, так же сложно говорить, как об астрологии или биологии, не зная предмета. То есть предположить, что такое фотография, как она выглядит и работает, можно, но технически может оказаться по-другому.
Поэтому научиться можно самому, но здесь нужно знать свой барьер. Если речь идет о любительской фотографии. Так как глубочайшие знания в съемке "бытовухи" не нужны, а важно понимание света, цвета и композиции.
– Как много времени вы посвящаете фотографии? Сколько съемок проводите в месяц? Это в основном коммерческие съемки или же у вас есть творческие проекты?
– Снимаю совершенно разное, в моих работах есть фаст-фуд, здания, мода, гламур, дети. Основное направление - это все-таки мода и свадебная съемка.
– Как фотографу продвигать и рекламировать свои работы?
– Лучшая реклама - это материал, который ты выставляешь.
– Как привлечь внимание к своим работам?
– Просто снимать то, что нравится тебе, не обращая ни на кого внимания. Людей прежде всего привлекает все необычное.
«Жизнь весьма быстротечна»
– Если бы не фотография, то чем бы вы стали заниматься в жизни?
– Все случилось так, как должно было случиться, жизнь весьма быстротечна.
– Почему вы стали заниматься фотографией? Что подтолкнуло на это, и когда вы обнаружили у себя такой талант?
– Это случилось, когда я был манекенщиком. В один момент понял, что это мой тупик. Потом решил просто поснимать моделей. Взял для того времени очень "крутую мыльницу" Canon IXUS 90. Пригласил моделей из нашего агентства, и съемок настолько стало много, что просто был вынужден перейти на зеркальную камеру.
На цифровую камеру снимаю уже 4 года . На пленочный аппарат снимал еще, когда ходил в школу, в фотокружок. Но там мне не удалось понять эту профессию до конца. Много фотографировал, проявлял пленку, ретушировал с помощью арандашей и других инструментов, работал на камере с ручным затвором. Но мне это не давало полного удовлетворения, так как в центре кадра всегда оказывался я. Работа в театре накладывала определенные отпечатки на процесс съемки и отнимала много времени. В 9 классе фотографию пришлось бросить, а в 11 - и театр.
– Что нужно делать, чтобы каждый фотоснимок становился маленьким шедевром?
– Выкладываться нужно до такой степени, чтобы сил не оставалось ни на что другое, кроме как на ещё одну съемку.
– О чём говорит черно-белая фотография, а о чём - цветная? Что фотограф хочет показать в фотографии, когда один и тот же кадр он делает цветным и чёрно-белым?
– Lo-Fi (черное-белое фото. – Прим ред.) – отличный вариант уничтожить весь мусор в кадре и заставить зрителя увидеть только самое необходимое. В Ч/Б очень мало цвета, но много оттенков серого. Цвет, как правило, очень нагружает фотографию. Имеет смысл заставить зрителя увидеть что-то определенное в кадре и заодно отойти от стандартов: цветности, резкости, контрастности.
– В каких городах, а может, даже странах вы побывали в качестве фотографа на свадьбе? Какие возникали сложности в работе из-за непривычной обстановки и местности?
– Во многих побывал. В целом, в России города, здания, сооружения одинаковые, а вот природа самая разнообразная. Благодаря нашим контрастам, сложностей не встречал.
«Искусство – это философия»
– Как бы вы для себя определили понятие «искусство»?
– Искусство – это философия, но смотря, что подразумевать под искусством. Обнажённые натуры или рисование светом и фотокамерой, отражение кадра, как в картине. У человека есть психологические ценности, некоторые стандарты и стереотипы.
Легко предугадать, что человеку нужно, чтобы понравилось или заворожило, а может быть, и не обязательно понравилось, но заставило задуматься над выражением изображенного в мире. И чтобы художник, как философ, не предпринял, не рассказал о мире все одним снимком или картиной. Он это рисует от души, а, соответственно, он романтик. Кто такой романтик? Это тот человек, который реализует свою сексуальную энергию – в то, что приятно увидеть.
К примеру, картина маслом: пусть это будет комната с видом на соседнее здание, и через здание плетется веревка, а по ней провода, а чуть ниже ещё одна веревка, но она ближе к первому этажу, и поэтому на ней очень удобно сушить белье. Какие-то люди проходят мимо здания. А в комнате напротив сидит девушка с открытыми плечами, в комнату широко открыто большое окно без занавесок и рядом с ним балконная дверь, ведущая к металлической сетке, укрепляющей бетонную плиту. Возможно, событие происходит в Англии или в Испании. Из всего вышеперечисленного автор обязательно сделает приятный желтый оттенок рассвета или заката, и вокруг все линии: балкон, здания, дорога. Человек все это любит. Девушка с открытыми плечами. Все это завораживает.
- Расскажите, пожалуйста, о Ханты-Мансийске, о его фотографических возможностях.
– Ханты-Мансийск богат красивейшими сооружениями и холмами. Пожалуй, это один из самых ухоженных городов. Здесь мало растительности, но это компенсируется лесом.
– А вы участвовали в каких-либо выставках? Или, может, сами организовывали?
– Постоянно учувствую в фотовыставках, это неотъемлемая часть моей работы.
«Спасибо создателю, который придумал планету Земля, Адама и Еву»
– А как вы начали снимать свадьбы?
– Думаю, как и все: попросили друзья, потом родственники, потом снова родственники. Вобщем, втянулся.
– Чем вас привлекает свадебная съемка?
– Сам процесс, традиция, слияние двух сердец в единое целое. Это день, когда все сводится в одно: поддержка родителей, друзей, знакомых и просто свое самоутверждение, которое одобрено всеми, даже на небесах.
– Вы предпочитаете постановочную съемку или репортажную?
– Постановочная ближе.
– А были у вас какие-то экстремальные условия для съемок?
– Да, разное бывает в жизни: работа в ливень, в мороз, в жару, выпрыгивание на скорости из автомобиля для съемки нескольких кадров. Работа с экспериментальными идеями порой оставляет незабываемые впечатления.