Забытые традиции. Когда коренные народы Севера отмечают Новый год

Екатерина Лосецкая / АиФ

Правда ли, что Новый год в Югре раньше отмечали 12 июля с появлением первой птицы, и какие еще зимние традиции и праздники существовали на территории округа, корреспондент АиФ-Югра узнал у экспертов.

   
   

Новый год – трижды в год

Начало Нового года у северных народов отмечается в разные месяцы. Например, у остяков, празднование приходится на неделе между 14 и 21 октября. На реке Демьянке его отсчитывают с Петрова дня. По мнению многих, начало Нового Года у народов ханты и манси происходит, когда прилетает ворона.

Обряд кормления луны Фото: АиФ/ Екатерина Лосецкая

По рассказам хантыйской поэтессы Марии Волдиной, раньше такого понятия как Новый год не было. Наступление времен года праздновали отдельно, каждое со своими обрядами: «Приход зимы отмечали с первым снегом. На стол выставляли все самое вкусное. В моей юности, мы выбирались в лес и наряжали елку прямо там, украшали игрушками из бересты, бусами, а когда садились за праздничный стол, то косточки оленя не выбрасывали, мы их бережно складывали в кузовок и хранили до весны, а потом вываривали оттуда костный мозг».

Так что же насчет Вороньего дня? Времен года у северных народов было два – лето и зима. «Ханты и манси Новый год не встречают так, как мы привыкли это делать. Каждый год раньше отслеживали по возрасту ребенка: «Вот это было тогда, когда у меня малыш еще на боку лежал». А наступление времен года отслеживали по природным признакам: листочки на деревьях распустились или лед на реке тронулся. Вороний день никогда не считался Новым Годом», – поделилась с нами народный мастер России Зоя Никифоровна Лозямова.

Прилет вороны символизирует начало весны и новой жизни Фото: АиФ/ Гузель Биктимирова

Зимние праздники

На данный момент возрождением и реконструкцией праздников северных народов занимается не только музей под открытым небом «Торум Маа», но Музей Природы и Человека. Заведующая отделом этнографии Лариса Поршунова также считает, что раньше Нового года у финоугров не было, но тесное общение с «переселенцами» постепенно ввело эту традицию: «Народы севера плотно общались с торговцами на ярмарках. Та система, которая действовала в окружающем пространстве также влияла на них».

Как выяснилось Вороний день ложно стали считать началом Нового года, поскольку мы «наслоили» нашу матрицу на культурную традицию коренных малочисленных народов Севера. «Проще говоря, нам хочется, чтобы нашлось событие, которое бы соответствовало нашим праздникам. Так как ворона прилетает в одно и тоже время, то посчитали, что именно этот день можно считать началом нового года», – подчеркнула Лариса Сергеевна.

   
   

Если говорить о зимних праздниках, то с наступлением холодов рутинные занятия завершались и наступала пора звать гостей. Часто проводились праздники «на дому», допустим, медвежьи игрища. В это время проходило важное межродовое общение, когда семьи съезжались друг к другу в гости со всех стойбищ.

Без внимания нельзя оставить еще одно зимнее «мероприятие». Начиная с конца января, с первых новолуний проходил День кормления Луны. Готовились разнообразные угощение и стол, который делали из снега. После чего на лопату складывались выпеченные фигурки «жертвенных» оленей, которым предварительно отрезали головы, и уважаемый мужчина под звуки молитвы закидывал подарки в сторону Луны.

Символическое жертвоприношение Фото: Из личного архива/ Лариса Поршунова

Как оказалось, существует еще один праздник – День Новой Зимы, схожий с нашим Новым годом. В нашем привычном понимании, по словам Марии Волдиной, он пришел к народам ханты и манси постепенно – сначала к людям, которые жили ближе к городам, а после и к тем, кто жил на стойбище.