Вот уже второй год в ханты-мансийскую «Школу медвежьих игрищ» набирают учеников, желающих поближе познакомиться с ритуалами народа ханты.
Зачем открыли школу?
Основная цель школы - культурное просвещение. По словам ее руководителя Тимофея Молданова, со временем передача культурных знаний обрывается, и молодое поколение уже не знает те или иные этнические традиции и обычаи. Тимофей Алексеевич же решил минимизировать эти потери.
«Просвещать детей мы начали с 1990-х годов, проводили детскую программу «Летнее время» на этнических стойбищах. А потом в Ханты-Мансийске открыли школу. Для того, чтобы доказать, что это актуально, мы проводили ряд научных конференций. Официально открылись год назад, сначала при музее Торум Маа. А в этом году уже в доме народного творчества», - рассказывает Тимофей.
В чем суть «Медвежьих игрищ»? Главная цель - отправить душу медведя на небо для реинкарнации и воспроизводства дичи, а после сделать его духом-покровителем путем заклинания песней. Также ритуал несет и воспитательный характер - в нем есть специальная часть, где высмеиваются человеческие пороки: воровство, нецензурная речь, чревоугодие и тому подобное. Ритуальный праздник проходит несколько дней. В целом он состоит из нескольких основных элементов: сначала проводятся обряды очищения и приветствия. После - поются песни о богах, пробуждении, усыплении. Ну и третий элемент - сценки знакомства с медведем, его усыпления, потом пробуждения, какой-нибудь бытовой ситуации и в заключение - отправления медведя на небо.
Для кого обряд секретный?
Как оказалось, факт табуированности ритуала сильно преувеличен. «Если бы посторонних не пускали знакомиться с ритуалом - записей о нем не было бы в XIX веке. У нас на Казыме - всех пускают. И вход в «Школу Медвежьих игрищ» - абсолютно свободен, кому интересно, пусть приходят», - подчеркивает Тимофей.
Основное участие в ритуале принимают мужчины, а девушки могут посещать школу? Как оказалось, да, они могут заучить ритуал, петь песни, но только в теории. Но на практике же применить знания не получится.
Тимофей Алексеевич в своем деле приобщения детей к местной культуре не одинок, у него есть помощники, которые всегда с ним и по возможности заменяют его на занятиях. Один из них - пятнадцатилетний сын Петр.
«Для меня «Медвежьи игрища» поначалу были просто увлечением, начал интересоваться еще с детства, с 7 лет. Сначала на ритуалах присутствовал в качестве зрителя, а в ходе взросления уже сам принимал участие», - рассказывает Петр Молданов.
Второй помощник - Александр, племянник Тимофея. «Я в «Медвежьих игрищах» - с 2007 года. А непосредственное участие принимал в 2015 году, в селе Казым. Было просто замечательно. Я сам - ханты и воспитывался с рождения в культуре своего народа. В «Школе медвежьих игрищ» уже больше не как ученик, а как помощник преподавателя», - делится своими эмоциями пятнадцатилетний Александр Кравченко.
В группе учеников - не только дети, по рождению связанные с хантыйской культурой, но и те, кого просто заинтересовала эта тема.
«Здесь мы учим песни, танцы и язык хантыйского народа. Хожу примерно два месяца. Еще ни разу не участвовал в ритуалах, но жду, уж очень хочется увидеть все вживую. Родители увлечение восприняли очень хорошо. Пока мне больше всего нравятся сценки. Можно показать свои актерские качества и в целом раскрыться», - говорит тринадцатилетний Никита Бизин.
Всего детей в группе - 11. В декабре еще потренируются проводить ритуал в рамках школы. А весной в планах у Тимофея Алексеевича - привести детей уже на настоящий Медвежий праздник.