Ханты-Мансийск, 18 марта АиФ-Югра. Традиционные праздники коренных малочисленных народов тесно переплетаются с народным календарем, который построен на исчислении лунных месяцев и солнечных циклов. Он прочно связан с окружающей природой и хозяйственной деятельностью.
Праздник, посвященный луне, отмечают тогда, когда замечают первые признаки весны. Обряд Тылащ поры воплощает в себе ожидание благополучия для человека и природы, связанного с действиями небесных светил. Считается, что проведение «Тылащ поры» способствует возрождению всего живого.
Лунные приметы
Желающие увидеть древнее таинство своими глазами пришли еще засветло, поэтому у них было время узнать о том, как коренные малочисленные народы Севера воспринимали спутник Земли.
На языке хантов «тылащ» - это месяц или луна. Ханты представляли ночное светило виде молодого парня или старика. С ним связывали множество примет, которые для современного человека кажутся забавными: на месяц нельзя показывать пальцем – заболит, ведь месяц не любит, когда на него тыкают пальцем.
А некоторые приметы помогают определить погоду: светлый круг вокруг месяца, считали его домом. И если уж месяц строит себе дом, то быть морозу. По величине дома определяли насколько суровым будут похолодание. Чем больше построенный дом, тем холоднее. И если дом месяц строит в зоне своего прирастания - он видит буран, если на ущербе – защищается от ненастья.
Кроме дома у месяца есть собака – самая ближняя к нему звезда. И если хозяин коротко привяжет свою собаку, то это к большим холодам, далеко отпустит – потеплеет, на среднем расстоянии - средняя и температура. Ни тепла, ни холода не жди.
Коренные народы Севера месяц считали очень заботливым и внимательным. Он предвидит погоду и рассказывает об этом людям. Жители стойбища вечером никогда не входили в дом, не посмотрев на луну или месяц, то есть, не узнав какой будет погода завтра.
Также есть примета, согласно которой у того, кто первый увидит новорожденный месяц родиться сын. А вот увидеть детей луны – лица на поверхности спутника, может не каждый, лишь тот, кому уготована долгая жизнь.
Снег и сто всевидящих духов
Тем временем, стемнело и настала пора проводить обряд. Сотрудники музея уже собрали угощения для Луны. Были приготовлены фигуры животных из теста, которые потом принесут в жертву, и «лощ пасен, урт пасен» или «снежный стол для божества, стол для богатыря Месяца».
В этом году «Тылащ поры» проводили: сказительница Мария Волдина, председатель совета старейшин Югры Александр Константинов, заслуженный деятель культуры Югры Зоя Лазямова и Фаинна Иштимирова, Дмитрий Лельхов - первый президент общественной организации «Спасение Югры», кандидат исторических наук Мария Лапина, народный мастер России Мария Мерова, кандидаты педагогических наук Евдокия Немысова и Раиса Решетникова.
Непосредственно к «лощ пасен» были допущены только они, остальные смогли наблюдать за обрядом на расстоянии. Старейшины раскладывали на снежном столе еду и разливали питье. А для посетителей включили аудиокомментарий: «Вот столик с едой я поставила, вот столик с питьем я накрыла. С горячих блюд пар поднимается. С горячих еды и питья поднимается легкий дымок-пар. Пусть посетят святые сто духов мой дом. Пусть летают крылатые святые сто духов. Дом мой, полный маленькими детьми. Пусть заслонят от зла полы святой одежды дом мой, полный молочными детьми, закроют святой одежды рукавом – отделят от болезней и смертей.
Пусть светлые дни для жизни данные не потемнеют, черными не станут. Торумом, большим отцом посланные, моим молоком вскормленные маленькие дети будут бережены тобой. Твоими полами святой одежды заслонены, рукавами святого гуся прикрыты от горя и несчастья. Я молю дочерям светлую жизнь, я молю сыновьям долгую жизнь, чтобы на их пути не было преград, чтобы их жизненные дороги бежали по мягкой и гладкой земле. Мы вместе спокойно жили. Пусть этот стол с едой, пусть этот стол с питьем всевядящие сто святых духов, всеслышащие сто святых увидели, приняли, вкусили пищи и питья».
На деревянную лопату выкладываются фигурки животных из теста, сладости, хлеб, чтобы бросить в сторону луны. После этого мужчина и женщина обращается к ночному светилу. К сожалению, что конкретно говорят в этот важный момент осталось загадкой. Потом все участники «Тылащ пори» крутятся вокруг себя.
Освященную еду со снежного стола вынесли к посетителям, чтобы каждый смог ее отведать. А затем все начинают посыпать друг друга снегом, чтобы очиститься от всего негативного: плохих мыслей, зла и болезней.
Старейшины и представители интеллигенции коренных малочисленных народов, проводившие обряд были награждены почетными знаками «За сохранение традиций». Вручал награды директор департамента культуры Александр Кармазин. «Многим могут быть непонятны некоторые вещи, но нужно прислушиваться к природе, нужно прислушиваться к коренным жителям нашей Югры и тогда многие вещи буду абсолютно понятны. С праздником! Удачи вам, добра» - поздравил гостей «Торум Маа» директор департамента.
«Этот праздник у нас очень древний. Испокон веков отмечали этот праздник, потому что мы люди северные. В основном по снегу бегали, электричества не было. Луна нам святила. Летом мы радовались солнцу. Солнца и луна для нас два светилища, которые для нас священны. Поэтому во многих легендах мы связываем наш Торум с солнцем и луной. И хорошо, что в современности мы не утратили эти праздники» - рассказал Дмитрий Лельхов.
Почему Луна любит людей, а Солнце - нет
Мария Волдина загадала посетителям загадку, связанную с лунным праздником, на которую никто из посетителей Торум Маа не смог ответить.
Встретились самые великие светила сестра Солнце и брат Луна и рассуждают. Солнце восхищается красотой земли:
- На земле так красиво! Какие деревья, какие веточки, цветочки. Но самое некрасивое, страшное на земле – люди. Одноглазые, крутятся, вертятся кривые, косые…
Еще она не закончила, а Луна ей уже отвечает:
- Сестра, ты что? Самые красивые на земле люди. Какие у них глазки, какие у них носики, какие они красивые.
- Почему же тебе так кажется, братик?...
Ответа зрители так и не услышали...