Режиссер из Ханты-Мансийска взял гран-при на кинофестивале в Карловых варах с дебютной игровой картиной. О пути в кинематограф, начавшемся в столице Югры, и своем первом полнометражном фильме Александр Хант рассказал нашему корреспонденту.
В поисках необычного мира
- У вашего фильма необычное название «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». О чем это кино и чем оно так покорило европейских зрителей и экспертов?
- Кино рассказывает о вы росшем в детдоме 27-летнем парне, который хочет бросить жену с сыном, считая их своей главной обузой, и начать жить отдельно. Неожиданно он узнает про своего отца, в прошлом - криминального авторитета, а в настоящем - одинокого инвалида. Герой решает сдать отца-калеку в дом инвалидов и заполучить его квартиру - так начинается их криминальное дорожное приключение. Изначально я готовился снимать другой фильм - про тюрьму. Но продюсер Федор Попов, отказавшись браться за эту картину из-за специфики темы, предложил рассмотреть сценарий «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Алексея Бородачева. Название очень настораживало. Но когда я прочитал, понял, что это то кино, которое надо снимать. Именно сценарий объединил вокруг себя много талантливых людей, как съемочную группу, так и актеров. А Алексей Серебряков, сыгравший роль Лехи Штыря, ознакомившись со сценарием, принял решение участвовать в фильме без гонорара, так как бюджет картины был очень скромен, и его гонорар мы просто не потянули бы. Фильм снимали в Твери и Тверской области. Когда мы начали заниматься этой историей, попытались вытянуть из повседневной реальности, привычных мест колорит, краски, особенности, найти в очень обычных местах необычный мир, что-то, что будет ярче выражать характеры героев, эту цель мы преследовали всю дорогу, думаю, это есть в фильме.
- Это ваш первый игровой фильм - дебют, значит, есть все шансы попасть в Ханты-Мансийск на кинофестиваль «Дух огня».
- Фильм снят продюсерским центром «ВГИК-Дебют», который помогает выпускникам делать первые картины. Для сценариста Алексея Бородачева и оператора Даниила Фомичева это тоже дебют. Надеюсь, что картина попадет в конкурсную программу кинофестиваля «Дух огня», и ее покажут в моем родном городе.
«Камера была мне другом»
- Расскажите про свое детство в Ханты-Мансийске.
- Мне посчастливилось учиться в школе №1 и быть учеником Марии Владимировны Дерновой, которая учила нас проявлять свою индивидуальность. Занимался в школьном театральном кружке под руководством Яновского Юрия Леонардовича, который приехал из Петербурга и был театральным режиссером. Он работал на радио «Югория», и мы записывали там радиопостановки. В 7 классе я заинтересовался кине матографом. А в 8-м у меня появилась первая видеокамера. Я был очень травматичным ребенком, все время себе что-то ломал, тянул, и мама стала меня хорошо страховать. Одна жды я прыгнул со второго этажа в школе в сугроб и сломал пятку. На деньги страховки я и купил видеокамеру. А так как друзей было немного, то она стала лучшим моим другом. Я закрывался в гараже и все время что-то снимал, настраивал свет, делал декорации. Камера стала инструментом исследования окружающего мира.
- Поэтому вы сначала решили учиться на кинооператора?
- Не совсем. Я принял ре шение, что перед получением режиссерского образования нужно получить другую специальность, но тоже связанную с кино. Тогда была очень хо рошая программа в округе - к нам приезжали представители столичных вузов, проводили подготовительные курсы и при нимали вступительные экзамены. Благодаря этой истории я поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на оператора, к замечательным мастерам Эдуарду Розовскому и Сергею Астахову. А через год после его окончания поступил во ВГИК в мастерскую Карена Шахназарова и Олега Шухера. Сейчас операторское образование, скорее, мешает мне как режиссеру. Очень трудно оставаться в стороне, хочется поправлять, но понимаю - что это не моя задача. К счастью, в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» мы с Даниилом Фомичевым полностью совпали.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Недавно состоялся мой дебют как оператора-постановщика, закончил снимать полнометражную картину по пьесе Германа Грекова «Кастинг», которая успешно идет в московском театре «Театр.DOC». Режиссером выступил Игорь Стам, который и поставил спектакль, он давно хотел экранизировать спектакль. Снимали своими силами, бюджет у картины скромный. Очень верю в наш проект, мне кажется, у нас получится интересная картина. Надеюсь, мы успеем смонтировать ее до марта и, возможно, она тоже попадет на «Дух огня». Сейчас я пишу сценарий фильма про трагедию двух подростков, основанный на реальных событиях, произошедших в прошлом году в Псковской области. То, что случилось - трагедия не двух людей, а поколения сегодняшней молодежи, я увидел в их истории себя в 15 лет, и убежден, что про них нужно рассказать. Сейчас ищу бюджет на картину, он небольшой, поэтому планирую обратиться к частным инвесторам.
Наталья ПИВОВАРЧИК
Смотрите также:
- Режиссер Дмитрий Тюрин: «Если «цепляет» – буду снимать» →
- Детям до 16... и старше →
- У каждого своё небо →