Директор ООО «Северо-восточная жилищно-эксплуатационная компания» из Нягани Артём Фадеев рассказывает об особенностях начисления платы за жилищно-коммунальные услуги – как оно есть и как должно быть.
- Артём Витальевич, законы в сфере ЖКХ слишком часто меняются. Успеваете следить?
- Если честно, нет. Только привыкнешь к одному, разглядишь все «подводные камни», и, снова изменения. В итоге вопросов у людей возникает множество. Например, жители первых этажей многоэтажек очень возмущались, когда в их квитанциях появилась строчка «обслуживание лифта». Они отказывались платить, так как лифтом не пользуются. Но это общедомовое имущество и все собственники несут бремя его содержания (ст. 36 ЖК РФ).
Раньше было проще
- Часто возникают ситуации такого непонимания?
- Да. Раньше был Жилищный кодек РСФСР. Работали ЖЭУ, РЭУ, ГУПы. Дома обслуживались муниципальными компаниями. На это были деньги. В 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс. Он определил, что наша собственность не заканчивается порогом квартиры. Что мы содержим и своё жильё, и оборудование, площадки, скамейки у подъездов, что от нас зависит, каким будет дом и прилегающая к нему территория.
Конечно, можно отдать в собственность муниципалитету ту же детскую площадку, но и распоряжаться ею будет тогда муниципалитет. А он может её демонтировать, сдать в аренду, построить на её месте магазин, организовать парковку. Мнения жильцов никто не спросит.
- И насколько активны граждане?
- На собрания приходят 3-4 человека. Это те, кому не безразлично, что делается в доме и те, кто с чем-либо не согласен. Но несогласных «молчунов» гораздо больше. Если взять за 100% всех наших подопечных, то активных будет 10-12%. Большинство считает, что их собственность – лишь квартира.
Нужно менять сознание, а это долгая работа.
- Для этого нужно ещё, чтобы люди понимали, откуда в платёжках появляются те или иные суммы?
- Конечно. Но надо понимать и то, что управляющая компания (УК) живёт на деньги, которые платят жители за обслуживание дома. Мы не имеем прибыли и не можем содержать большой штат специалистов различного профиля. Мы нанимаем людей на разовые, согласованные с жильцами, работы. И за это тоже платят собственники.
Например, у нас в штате есть аварийные бригады. Некоторые жильцы считают, что они не нужны. А если ночью случится порыв сетей или перемёрзнет труба, где и сколько времени мы будем искать специалистов, чтобы устранить аварию? Услуги люди хотят получать качественные, а оплачивать их не хотят. А ведь в магазине, мы не просим продать нам мясо по цене картошки? Проблема в том, что люди не представляют, сколько стоят те или иные услуги и думают, что УК наживаются на них.
«Тёмный лес»
- А где у коммуналки самые «узкие» места?
- Собственник считает, что если у него в квартире счётчик, то платить он должен только по нему. Но есть ещё и общедомовой прибор учёта и если ты выключил отопление в квартире, это не значит, что ты не пользуешься им, потому что общий стояк обогревается - в подъезде тепло. В Постановлении Правительства №354 говорится, что если дом на 100% оборудован приборами учёта на отопление, то мы считаем показания индивидуальных счётчиков, а показания общедомового раскидываем на всех по количеству «квадратов». Но если хотя бы один индивидуальный счётчик не введён в эксплуатацию - все жильцы платят по общедомовому прибору по квадратуре. Это не экономно. Люди жалуются, а у меня нет полномочий, чтобы обязать собственника поставить счётчик или ввести его в эксплуатацию. Я могу прийти раз в полгода, проверить исправность прибора и состояние инженерных сетей, если собственник меня впустит.
- С электро и водоснабжением ещё сложнее?
- Да. Если кто-то не установил прибор учёта, ему начисляется платёж по нормативу. Но, если зарегистрирован в квартире один человек, а живут 5, то потребление воды больше, чем норматив на одного. Что в итоге получается при расчётах.
Допустим, дом использовал 10 кубов воды по общедомовым приборам учёта. В доме 10 квартир. В 5 из них есть приборы, в 5 - нет. От потреблённой воды отнимаем показания индивидуальных приборов. Например, 2,5 куба с квартир с приборами, и 5 кубов с остальных по нормативу. Остаётся ещё 2,5 куба. От них отнимаем куб по нормативу на общедомовые нужды - воду на уборку подъезда и заполнение инженерных сетей. Это тоже оплачивают собственники. Непонятно по какой причине оставшиеся 1,5 куба должна будет оплатить УК. Почему? Возможно, кто-то из жильцов занижает показания своего прибора или механически воздействует на него. Выявить это я могу опять же раз в полгода, если меня впустят в квартиру. Конечно, я обращусь в суд, но на разбирательства нужно время.
- Раскидайте потери на всех жильцов…
- Это можно сделать лишь с их согласия, полученного на общем собрании. Но не один здравомыслящий человек за соседа платить не будет. А вот у ресурсоснабжающей компании, если она напрямую поставляет собственнику воду, есть полномочия поделить этот остаток на всех жильцов без собрания и согласования. Вот такое получается неравноправие.
Хочется, чтобы законы были понятными и чтобы не было возможности толковать их, как кому вздумается. А людям хватит быть безучастными. Всё в их руках.
Смотрите также:
- Югорские коммунальщики будут оплачивать разницу в показаниях счетчиков →
- Жители Нефтеюганска возмущены резким ростом квартплаты →
- Чиновница - "всероссийская мать"? →