Кого народ считает главным злом?

Чиновников не выбирают

– Александр Викторович, так что не нравится чиновнику?

   
   

– То, что люди стали требовать исполнения его прямых обязанностей.

– Значит, раньше он их не исполнял?

– Многие представители власти сегодня не подчиняются законам и попросту считают себя неприкасаемыми. «Слуги народа» даже не всегда знают законодательство, поэтому и отправляют человека из одного кабинета в другой. Так «футболили» жительницу Нижневартовска: её ребёнка не принимали в детсад, хотя давно подошла очередь. Женщина обратилась к нам, и местные журналисты сняли о ней сюжет. Наутро ей позвонила сотрудница городского Департамента образования, место тут же нашлось.

Госслужащих зачастую интересует только мнение вышестоящего начальства, многие создают видимость работы, а некоторые сознательно ограничивают возможности рядовых граждан для собственной выгоды. По свидетельству социологов, россияне называют чиновников главным злом нашего общества. Складывается впечатление, что это обособленный класс, паразитирующий на возможностях, которые дало ему государство.

– Почему сформировалась такая система?

– Сегодня чиновников не выбирают, они назначаются, и чаще по принципу «близость к телу, а не близость к делу». У руля оказываются не профессионалы, а те, кто удобен начальству. От решения народа не зависит, кто займёт кресло сити-менеджера, главы города, председателя городской думы. Ещё Ленин написал в своих трудах: «Как крестьяне были рабами помещиков, так и русский народ остаётся до сих пор рабом чиновников». Вождь пролетариата ликвидировал чиновников как класс. Люди, занимающиеся государственным управлением, стали называться госслужащими. Но очевидно, что это не помогло.

   
   
Александр Лобов Фото: АиФ / из личного архива А. Лобова

– А что поможет?

– Прежде всего нужно победить в себе раба, не бояться отстаивать свои права законными методами. Югорчане чиновников не любят, однако хотят, чтобы их дети стали госслужащими, а фактически – из рабов превратились в господ. При такой психологии сложно переломить ситуацию. Люди боятся не репрессивных мер, не тюрьмы и даже не физической расправы, как в 90-е, им страшно лишиться средств к существованию. Почти все загнаны в ипотеку или кредиты. Потеряешь работу – лишишься всего. Глобальных изменений требует налоговая политика в регионах. Все муниципалитеты Югры – дотационные.

Система заточена под лоббистские возможности руководителя муниципалитета, задача которого – «выбить» средства из региональной казны. А это зависит от того, насколько он приближен к губернатору. Госдума отклонила законопроект, который предполагал установление дополнительных отчислений в местные бюджеты. А если бы он был принят, чиновник, чтобы привлечь в бюджет дополнительные налоги, вынужден был бы работать – создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции. Тогда разрешение на строительство выдавали бы не за год, а за две недели.

Досье:
Александр ЛОБОВ родился в 1976 г. в городе Грозном. С 1984 года живёт в Нижневартовске. Работал автослесарем, машинистом автомобильного крана. В 2010 г. окончил Тюменский государственный нефтегазовый университет по специальности «инженер-механик». С 2008 г. был индивидуальным предпринимателем. В 2009 году избран Президентом РПОО «Закон есть закон». Юриспруденцию считает своим хобби.

Общественные «недослушания»

– Вы писали, что граждане считают Госдуму бесполезной. А Югре нужны депутаты?

– Региональная и городская дума – необходимы. Более того, депутаты должны работать на штатной основе: ежедневно встречаться с избирателями, проводить мониторинг. А несколько наших депутатов даже не живут в Нижневартовске. Какой от них толк? Для многих это просто возможность лоббировать свои интересы. В городской Думе – в основном бизнесмены и руководители крупных государственных и муниципальных предприятий, директора школ и больниц, люди, зависимые от городской администрации.

– А кому сегодня доверяют люди?

– Процент доверяющих официальным инстанциям нич- тожно мал. Люди, отчаявшиеся найти решение проблем у чиновников и даже в суде, обращаются к общественникам. Приходят и обманутые дольщики, и жильцы домов, уставшие бороться с коммунальщиками, и работники предприятий, потерявшие надежду призвать к ответу работодателя. Недавно чиновники хотели втихую построить вблизи Нижневартовска полигон токсичных отходов.

Публичные слушания провели в соседнем Излучинске, о них никто не знал, поэтому присутствовал только один человек. Нетрудно догадаться, что он высказался за строительство полигона. Однако общественность возмутилась, и слушания удалось признать недействительными. Власть закрыта от людей, она хочет получить монополию на принятие решений. Случается даже, что на общественных слушаниях чиновники просят подчинённых занять побольше стульев, чтобы гражданам не хватило мест.

– Перемены возможны?

– Люди стали просыпаться, уже меньше боятся – во многом благодаря возможности решать проблемы совместно, объединяясь в Интернете. Под Новый год город просто завалило снегом, который никто не убирал. Сотни пользователей не просто высказали своё возмущение, но организованно написали множество жалоб в Департамент ЖКХ. Через два дня на улицах навели порядок.

Смотрите также: