За рубежом многие споры между предприятиями разрешают при помощи медиации. Что это такое, и есть ли в нашем округе такая практика?
Олег Иванов, Сургут
Отвечает Владимир Кулебакин, генеральный директор юридической фирмы.
Медиация (от латинского "mediare" - посредничать) представляет собой особую форму переговоров с участием третьей, нейтральной стороны - медиатора (посредника). В таких переговорах процессом управляет медиатор. К посреднику прибегают, когда переговоры не приводят к успеху, заходят в тупик или не могут даже начаться.
Основной особенностью медиации является сосредоточенность спорящих сторон на своих стратегических интересах, а не на текущих позициях. В рамках данного подхода медиатор усаживает заинтересованные стороны за стол переговоров и крайне жёстко регламентирует порядок общения. При некоторых особо явных разногласиях обе стороны общаются не напрямую, а исключительно через медиатора, что исключает эскалацию конфликта из-за человеческого фактора. Задача медиатора - выявить общие интересы и потребности сторон и мотивировать их к новированию (замене) своих прежних обязательств. При этом медиатор создаёт и фиксирует дополнительные гарантии, защищающие интересы каждой из сторон медиативного процесса.
Медиация оказывается в разы дешевле, доступней, быстрее и безопасней по сравнению с судебным решением спора. Более того, решение, добровольно принимаемое сторонами, с гораздо большей вероятностью будет исполнено. И даже если этого не произойдёт, добросовестная сторона при помощи вновь полученных обеспечительных мер сможет любыми путями защитить удовлетворение своих интересов. Медиация в Югре, как и в России в целом, только зарождается. Однако примеры бескровного разрешения конфликтов уже есть и в нашем регионе.