Самая близкая к населению власть – власть муниципальная. В столице Югры каждый день к депутатам ханты-мансийской Думы обращаются люди со своими проблемами. И при каждом новом депутатском созыве окружной центр постепенно меняется к лучшему. Строятся жильё и детские сады, дорожные развязки и городские парки…
Казалось бы, выборы в городскую Думу были совсем недавно. На самом деле, депутаты пятого созыва проработали уже целый год. О том, что успели сделать, к чему стремятся и что больше всего возмущает членов представительной власти, наш разговор сегодня.
В разговоре участвуют депутаты Думы Ханты-Мансийска пятого созыва: заместитель председателя Думы Татьяна Волгунова; председатель думского комитета по городскому хозяйству, директор муниципального предприятия «Городские электрические сети» Сергей Дмитриев; председатель думского комитета по бюджету Валентина Казакова и член комитета по социальной политике, предприниматель Яков Мари.
От зубров до новичков
- Татьяна Анатольевна, вы - опытный депутат. За плечами уже несколько созывов. Расскажите о депутатах-новичках. Их в нынешнем составе Думы много. Какие они?
- У меня есть опыт предыдущих двух созывов. В каждый входишь болезненно. Потому что в депутатский коллектив вливаются новые люди, которых ты не знаешь. Но какое-то время проходит, и начинает формироваться команда. Мне очень нравится открытость, интерес новых депутатов, их неравнодушие. У нас в городской Думе теперь - три фракции из разных партий. Однако, острых политических межпартийных стычек нет. Да и люди идут к депутатам вне зависимости от партийной принадлежности. Они идут к конкретному человеку. Мы ведь понимаем, что взяли обязательства именно перед горожанами. И мы, прежде всего, – народные депутаты, а вот наша партийность – она где-то там, на задворках. Мне очень нравится позитивный настрой наших новичков. Первое боевое крещение новый состав уже прошёл. На прошлой неделе мы отчитались за 2011 год перед избирателями по своим избирательным округам.
– Яков Иоганнович, Ваши ощущения от депутатской работы?
- Я пошёл в депутаты потому, что мне было интересно. У меня небольшой, но успешный бизнес. В жизни шло всё хорошо, я стал закисать.
- Драйва захотелось?
- Именно драйва! Решил себя попробовать в новом деле. Я - коренной ханты-мансиец. Раньше, если я стоял на площади в центре города, из 100 человек, которых встречал, 98 жали мне руку, мы были знакомы. Теперь – 2 человека из ста. Город вырос. Когда я избирался, понял, что многие коренные ханты-мансийцы сидят дома, а на самом деле их в городе достаточно. Ещё я понял, что в Думе реально могу помогать людям.
- От каких иллюзий вы избавились?
- Понял, что власть и политика - это умение договариваться. А ещё, бывает, чиновники говорят людям одно, а делают совершенно другое. Знаний о власти добавилось. Знаний изнутри. Я теперь совсем по-другому воспринимаю власть исполнительную и представительную.
Жизнь в стеклянном доме
- Давайте о коррупции поговорим. Модная и крайне популярная для рядового обывателя тема. Ратификация 20-й статьи Конвенции ООН о борьбе с коррупцией гласит: чиновники должны нести полный отчёт не только по доходам, но и по расходам, причём как своих, так и ближайших родственников. Что думаете по этому поводу?
Валентина Казакова:
- Абсолютно согласна.
- Вы готовы к абсолютной прозрачности? Вы готовы жить, фигурально выражаясь, в стеклянной комнате? Чтобы вашу налоговую декларацию, ваших родственников рассматривали под увеличительным стеклом?
В.К.:
- Я – да. Я, как и Яков, - коренная ханты-мансийка. И считаю, что ничего страшного в отчётах по доходам и расходам нет. Каждый из нас выбирает правила игры сам. Не нравится быть чиновником или муниципальным служащим – иди вагоны разгружай, или в образование, дороги строй, или ещё куда. Чиновник – это ведь не профессия. Если ты имеешь базовое образование, вполне можешь реализоваться в других сферах деятельности. Мы ведь зачем шли в Думу, по большому счёту? Помогать людям. Мы помогаем им понимать власть. Вне зависимости от партийной принадлежности, мы все одинаково понимаем, что нужно строить жильё, нужно строить детские садики, создавать рабочие места, делать жизнь в городе комфортной и удобной. Так зачем мне бояться прозрачности?
Я.М.:
Если говорить о борьбе с коррупцией, то главная проблема в том, что принятые в этой сфере законы не работают. Как только они начнут работать – будет эффект.
Народные контролёры
- 131-й федеральный закон устанавливает, что городская Дума – орган представительной власти. То есть, законы вы писать не можете. Кто вы такие, депутаты городской Думы? Что вы можете, за что несёте ответственность?
Татьяна Волгунова:
- Начнём с того, что 131-й закон, а на основе его – Устав города Ханты-Мансийска определили функции представительного органа. У нас – контрольные функции. Контроль за исполнением бюджета – и не «на дурочку», а по полной программе: для этого у нас уже несколько лет Счётная палата есть. Мы очень жёстко проверяем и контролируем! Второе – контроль за выполнением всех городских программ. Неважно, что их теперь по Бюджетному кодексу не Дума утверждает. Мы сначала программы рассматриваем и одобряем, и только после этого глава администрации их утверждает, подписывает и публикует. А потом в рамках бюджета мы каждую программу можем смотреть раз в квартал, то есть, четыре раза в год. И третье, - это, конечно, контроль за тем, как исполнительная власть, администрация и должностные лица местного самоуправления решают вопросы местного значения. У нас очень хорошие функции, нужно только ими правильно и вовремя пользоваться.
- То есть, фигурально выражаясь, вы народные контролёры на службе у населения Ханты-Мансийска.
Т.В:
- Да. Мы представляем интересы населения в представительном органе власти.
- Сергей Николаевич, Вы - опытный коммунальщик. Как живётся жилищно-коммунальному хозяйству в Ханты-Мансийске? Как справляетесь с неплатежами?
- Я считаю, что законы должны быть одинаковы для всех, что для чиновников, что для юридических, что для физических лиц. Получил энергоресурс – заплати. Не заплатил – отключили. Правило должно работать без исключений. Когда мы встречались с генконсулом Дании, он сказал, что в его стране даже вопроса не возникает, чтобы не заплатить или задержать платёж. Как в русской поговорке - в бане генералов нет. По приходу и расход. Не можешь содержать свой коттедж в 400 квадратов – поменяй на квартиру.
- Зачем коммунальщику понадобилась депутатская работа?
- Вы упомянули 131-й федеральный закон. А там что написано? Ответственность за водо-, тепло-, газо-, энергоснабжение лежит на муниципалитете. Если мы будем менять вывески и форму собственности, у нас люди попросту замёрзнут. Как может муниципалитет влиять на частную форму собственности? В ЖКХ главное – инженерная коммунальная инфраструктура. Мне кажется, что муниципальное предприятие в руках городской администрации - это основной инструмент для наведения порядка в коммунальной сфере. Городским электрическим сетям уже 77 лет. И заметьте, работаем без сбоев. Потребители знают: если есть «лампочка Ильича», значит, есть и один ответственный за надёжное электроснабжение города – «Городские электрические сети». Любую схему коммунальной работы можно собрать правильно и эффективно, в рамках действия существующих законов. А в Думе должен быть специалист, который может просто и доступно объяснить, в чём суть той или иной коммунальной проблемы. И помочь принять верное управленческое решение. Это очень важно. А ещё работа в Думе - это настоящая школа жизни. Я понятия не имел раньше, как много самых разных городских вопросов выносится на думский уровень.
Врез: Власть и политика - это умение договариваться.
Как изменить Ханты-Мансийск
- Вы избрались год назад. Чтобы вы хотели в городе системно изменить к лучшему?
- В. К.:
- Я очень хочу, чтобы правила благоустройства и озеленения города работали, как часы. Жители города видят конкретные проблемы: где-то снег не убран, где-то мусор не убран, где-то остановочного комплекса нет, где-то - освещения. Отсутствие тех или иных благ является для людей качественной или некачественной работой депутата, Думы и администрации Ханты-Мансийска.
- Я. М.:
- Я, когда пришёл, не видел того объёма работы, который делает муниципалитет и Дума. Первое, что бы я хотел изменить – это размер бюджета города. У нас периодически отнимают доходные статьи. Всё у нас, так или иначе, зависит от бюджета. Мы шли в Думу от разных партий, но все мы хотели и хотим социально ориентированного бюджета. Это - школы, садики, больницы и жильё. Т.е., всё то, что напрямую зависит от увеличения бюджета. И ещё я, как предприниматель, мечтаю, чтобы новое федеральное правительство с новым Президентом уничтожили 94-й федеральный закон. Под ним ни одному нормальному человеку работать невозможно. Пока этот закон существует, взятки неизбежны. Как бы мы его не переделывали, ничего не изменится. Все эти электронные конкурсы в рамках 94-го ФЗ – просто блеф и игра.
Т. В.:
- На 2012 год бюджет Ханты-Мансийска на 54% – дотационный. То, что мы сами собираем – это крохи. Это 4% неналоговых доходов и 42% - налоги. И всё! Сильно не разбежишься. У нас в городе порядка 38 целевых программ. Но исполняются они сегодня плохо. А надо так: наметили план финансирования на год – вот и работайте. Добейтесь, чтобы исполнение было стопроцентное, чтобы поставленная цель была достигнута. Я большую ставку делаю на Стратегию социально-экономического развития города до 2020 года, которую мы одобрили. Она является основой программы, которая к депутатским каникулам должна быть. И тогда мы её выставим на публичные слушания. Очень важно, чтобы люди могли вносить свои предложения. В этой программе - и вопросы городского развития. Вопросы местной промышленности. Это то, за что я радею. Нет же у нас нынче местной промышленности! Не решён, в частности, вопрос о местной агрофирме. А нужно эти вопросы решать. Нельзя же завозить всё без исключения. Город и сам что-то нужное и полезное производить может и должен!
С.Д.:
- Моя цель – вернуть веру в настоящего коммунальщика. У нас вся грязь льётся на людей этой профессии. Если раньше мы работали на угольных и мазутных котельных, то сегодня в жилищно-коммунальной системе необходим интеллект, так как внедряются новые технологии, новое оборудование и новые подходы. Сегодня всё автоматизировано – и съём показаний, и регулирование тепловых контуров, и других параметров.
- То есть, инженерная подготовка требуется серьёзная.
- Конечно! Сейчас остро стоит вопрос подготовки кадров для ЖКХ. И ещё, если говорить о налогах, раньше десятину отдал и спи спокойно. Теперь одни только налоги чего стоят. Налог на имущество, НДС, амортизация, другие виды налогов, – всё это ведёт к увеличению тарифов ЖКХ. У нас наблюдается несбалансированность в ценообразовании. Зачем каждый раз будоражить страну, округ, город нововведениями? Налоговая система должна формироваться снизу, начиная с города, округа и т.д. Необходимо выстроить новые межбюджетные отношения, тогда можно формировать народный бюджет, начиная с регионов, а не сверху.
Земля и жильё
- Давайте поговорим о проектном планировании. В Ханты-Мансийске есть системные проблемы, без решения которых город развивается как-то кособоко. Возьмём строительство жилья. На сегодняшний день ни один город не обходится без индивидуального жилищного строительства.
С.Д.:
- Часть Восточного микрорайона будет отдана под индивидуальное жилищное строительство. Шесть тысяч участков для малообеспеченных категорий населения нам надо отдать.
- Системных проблем со строительством жилья – две. Как только в Ханты-Мансийске появится относительно недорогое жильё, как только появится относительно недорогая земля, люди начнут дышать более свободно. Что делать?
- Т.В.:
- Для 11-ти категорий льготников, определённых постановлением правительства автономного округа, земельные участки отдаются бесплатно. Единственное, почему мы сегодня не можем это сразу сделать – надо провести инженерную подготовку. Только после этого участки можно отдать в собственность. А там – стройся сам. Но для всех остальных горожан по закону земля покупается через аукционы. И бесплатно человек её не может получить.
Выход из положения
- Лет шесть назад в Нягани участки земли уходили по 274 тысячи - не в продажу, в аренду! У нас - Север. У нас - песок вместо земли. Может ли муниципалитет в рамках действующего законодательства установить низкую цену на земельные участки для врачей, учителей?
С.Д.:
- А насколько целесообразно заниматься на Севере индивидуальным жилищным строительством?
- Очень целесообразно!
С.Д.:
- Ну, вы же понимаете, какая стоимость квадратного метра в Ханты-Мансийске! Железной дороги нет, стройматериалов нет. Ведь это очень затратно: цена строительства, содержание собственности в районах Крайнего Севера. Это не просто оплата налога на недвижимость, это - инженерная инфраструктура плюс дороги, благоустройство, сбор ТБО и т.п.
- Можно купить пенобетон в Ревде и привезти его сюда. Это в разы дешевле, чем стройматериалы, которые покупаются здесь. Но пока мы об этом не будем говорить и пока мы это не начнём делать, у нас в Ханты-Мансийске цена на жильё будет по 70 тысяч рублей за «квадрат».
Т.В.:
- И это под черновую отделку!
Я.М.:
- Цена на участок уменьшится, когда он будет небольшим. В Германии перед частным домом небольшой палисадник – и всё. Дом на два этажа, и небольшой газон под цветник.
В.К.:
- Есть разные программы, разные способы приобретения жилья. Но давайте возвращаться к ведомственному. У нас в здравоохранении остро не хватает квалифицированных специалистов. Но у нас их никогда не будет, пока не будет жилья. И мне очень хочется, чтобы мы предоставляли служебные квартиры специалистам и в образовании, и в здравоохранении, и другим работникам бюджетной сферы.
С.Д.:
- В советское время как квартиры распределяли? Это - врачам, это - учителям, а вот это – всем остальным. Мы сейчас в городе решаем проблему строительства дома для работников жилищно-коммунального хозяйства. Вот только не так быстро эта проблема решается, как нам бы хотелось.
«Я не люблю»…
- Что вам всем остро не нравится в Ханты-Мансийске, и что вы хотите изменить любой ценой?
В.К.:
- Хочется высокого уровня благоустройства. Хочется много нового и красивого жилья. Хочется, чтобы жилищная проблема в городе была решена. За этим последует и решение других проблем горожан.
- Я.М.:
- Мне очень не нравится пессимизм людей, которые приходят на наши встречи. Часть людей не готова много работать. Потребительский эгоизм мне очень не нравится. Когда люди говорят: дай. И ещё мне страшно не нравится бюрократизм чиновников. С этим надо активно бороться.
- С.Д.:
- Мне кажется, что нам надо менять менталитет наших жителей. На первом месте должна стоять обязательность, ответственность каждого за дело, которому служишь, и преданность. А у нас с точностью до наоборот. Нужна стабильность в обществе, взаимопонимание, надёжность в партнёрстве.
- Т.В.:
- Меня напрягает то, что люди вообще ничего не хотят. Возьмите, например, те же управляющие компании. Вот недовольны жильцы многоквартирного дома той или иной управляющей компанией. Но они же не хотят пользоваться своими правами! Нам лень управляющую компанию поменять! Мы закрылись в своих квартирах, мы дальше своих дверей не видим, и видеть не хотим. Эту ситуацию срочно нужно менять. Надо становиться хозяевами своей жизни и своего города.