Хлеб с тараканами
Только на прошлой неделе полицейские «накрыли» в Югре два подпольных производства. В частности, в Нижневартовске обнаружили цех, где коллектив нелегальных мигрантов производил мебель качества, очень далёкого от идеала. Помещение служило приезжим и для работы, и для ночлега. А их сомнительные произведения продавались в приличных на вид магазинах города.
Натолкнуться на нелегальное «творение» можно и в продуктовом магазине. В Сургуте оперативники обнаружили подпольную мини-пекарню. Хлеб там тоже пекли иностранцы, незаконно проживающие в Югре. А помещение кишело тараканами и мышами, для борьбы с которыми тут же в цехе держали кошку.
Магазины большинства городов Югры не могут похвастаться разнообразием ассортимента. Продукция многих торговых марок до округа просто не доезжает – далековато. Неизбалованный покупатель легко попадается на удочку недобросовестного продавца. «Присмотрела в магазине диван – красивый, современный, – рассказывает жительница Ханты-Мансийска Алевтина Снежина. – А домой мне привезли какое-то недоразумение, которое лишь отдалённо напоминало магазинного «красавца». Но весь масштаб «трагедии» стал очевиден, только когда я попробовала разложить диван. Конструкция встала наперекосяк, части на разном уровне, спать на таком диване оказалось просто невозможно. В магазине предложили написать претензию. Отвечают отписками, тянут время, а деньги не возвращают».
Рога и копыта
«Чаще всего «подпольщики» производят товары, качество которых сложно оценить на глаз, – рассказывает председатель правления региональной общественной организации «Право на защиту» Николай Егоров. – Сегодня, например, к нам обратилась девушка. Она купила за двести тысяч рублей шубу, а через год вещь расползлась по швам. Продавец заявляет, что гарантия на товар истекла. Но о какой гарантии может идти речь, если очевидно, что шуба была изначально низкого качества? С мебелью и вовсе беда. Очень часто покупателю привозят абсолютно не тот товар, который он видел на картинке в каталоге. Выход здесь один – сразу идти в суд. Писать в фирму претензии бессмысленно. Пока тянется бумажная волокита, предприятие порой успевает провести процедуру банкротства. Тогда даже решение суда не поможет вернуть деньги».
Известно, что рост числа подпольных фирм и мошеннических организаций – один из признаков близкого кризиса. Но похоже, что уже сегодня малому бизнесу не выгодно работать честно. «Растут налоговые отчисления, арендные платежи, – объясняет Николай Егоров. – Честный бизнес закрывается, а подпольные фирмы стараются быстрее урвать выгоду – два-три месяца работают качественно, а потом просто собирают деньги с наивных покупателей».
«Росту подпольного бизнеса, возможно, способствовали ценовые факторы, – считает директор Союза предпринимателей Югры Ольга Клыченко. – Резко выросли цены на бензин, привозить товар издалека стало невыгодно». Мебельных и меховых фабрик в округе нет. Видимо, поэтому магазины переключились на продукцию «приезжих умельцев». Так что даже в приличных торговых центрах стоит присмотреться к товару. Нередко к вещи впору прикреплять ярлык «сделано в подполье».
Смотрите также:
- Похоронное дело: компромисс традиций, коммерции и здравого смысла →
- Деревни Югры умирают →
- Лесники-скряги →