Проф. Михаил Мартынов: активисты - «пушечное мясо» для «уличной демократии»

В Югре всё чаще поднимается вопрос межнациональных отношений. Одни обвиняют в конфликтах мигрантов с их нежеланием соблюдать местные традиции. Другие кричат, что всё портят власти, действуя безграмотно, а зачастую – незаконно. Третьи утверждают, что русские пассивны и у них ничего своего не осталось – даже история страны делается сейчас на Украине. Но ведь есть и другие, те, что обвиняют, кричат и утверждают… «Пушечным мясом» для «уличной демократии» называет современных активистов профессор Михаил Мартынов.

   
   

Моя хата с краю...

– Михаил Юрьевич, на фоне активности граждан на Украине мы выглядим не просто политически пассивными – мы спим, разве нет?

– Ценна не политическая активность, а личный интерес, который отстаивают граждане. Ведь обычно одни умирают на баррикадах, а другие пользуются плодами победы. Возьмите буржуазные революции 18-19 веков. Множество людей погибло под знамёнами «свободы, равенства и братства», а результатами воспользовалась небольшая группа людей, образовавших впоследствии капиталистические династии.

Нечто подобное происходит и в Украине. Люди, выступавшие на майдане против Януковича и представленные некоторыми СМИ как «восставший народ», оказались массовкой, ширмой, за которой происходят реальная олигархическая революция и передел собственности и власти. Если мы посмотрим на массовые протестные действия в других странах, то обнаружим нечто похожее.

– Почему люди становятся марионетками в чужих руках?

– Несмотря на широкую доступность почти мгновенного обмена информацией, психологически люди отчуждены друг от друга. Глобальные коммуникации создают лишь видимость единства. Более раздробленного социума, чем нынешний, не было никогда. В таких условиях людьми легко манипулировать. Современная цивилизация выглядит развитой и высокотехнологичной, но по социальной и духовной организации исключительно примитивна.

– То есть современный человек не способен быть по-настоящему политически активным?

   
   

– Часто это псевдоактивность. Если вас организует кто-то через социальные сети и мобильную связь, то вы можете воображать себя каким угодно революционером и вершителем судеб страны, но на самом деле вы – обычное «пушечное мясо» для «уличной демократии».

А самим организоваться трудно. Пример – территориальное общественное самоуправление (ТОС) в городах Югры. Жителям это неинтересно, хотя власти выделили помещения и деньги. Мы готовы сколько угодно ругать управляющие кампании и чиновников, но не пойдём работать в ТОС, чтобы реально влиять на городские проблемы. Мы готовы до бесконечности обсуждать ситуацию в Украине, но не в состоянии навести порядок в собственном дворе. Хотя бы договориться о стоянках машин. Нам остро не хватает способности самоорганизовываться и договариваться. А ведь только тогда политическая активность имеет смысл.

– В последнее время много говорят о межнациональной напряжённости в округе...

– Мы неоднократно проводили в Югре опросы общественного мнения. И в подавляющем большинстве случаев на вопрос: «Есть ли у вас друзья из числа представителей других национальностей?» получали утвердительный ответ. У молодёжи нет предрассудков в отношении межэтнических браков. Поэтому ни о каком системном проявлении ксенофобии и национализма в округе не может быть и речи.

Врождённая пассивность?

– Нейрофизиолог, профессор Сергей Савельев утверждает, что у людей разных национальностей – разные мышление, поведение и речь. А это всегда будет сопряжено с проблемами при совместном проживании.

Намибия. Охотники. Фото: www.globallookpress.com

– Психофизиологических «противопоказаний» для совместного проживания народов не существует. Социальная сфера, так же, как и природа, устроена по принципу взаимодополняемости. Чем больше различаются элементы, образующие систему, тем быстрее она развивается.

США приняли в своё время мигрантов из самых разных регионов планеты, разных национальностей и рас. Это не помешало им стать наиболее быстро развивающейся страной мира и добиться успеха в достижении общенациональной идентичности.

– Но страсти не утихают. Один из лидеров крымских татар недавно высказал идею о «потомственном рабстве русских»...

– Нет «природной», «генетической» и прочих предрасположенностей русского человека к пассивности. Многие исследователи отмечают нашу склонность к терпению, созерцательному отношению к миру, отказу от активного участия в политической жизни. Но нужно помнить, как быстро русские переходят от состояния созерцательности к беспощадному бунту.

Власть всегда исключительно жестоко относилась к своему народу. Репрессивный характер государственности, её неспособность вести диалог надолго поселили в сознании русских людей ощущение бессмысленности попыток выражения своей воли. Сформировалось убеждение, что выступать нужно только «всем миром», решать вопрос – только силой, а бить – до конца, иначе потом пощады не будет. Это три заповеди русского бунта.

Но помимо социальной причины пассивного отношения россиян, в том числе и югорчан, к политике надо назвать и экономическую. Большинство населения устраивает экономический курс правительства. Поэтому нелепо выглядят либералы, сетующие на политическую пассивность населения, его нежелание идти на протестные митинги и т.д. Ведь в 1990-е гг. они своими руками сделали всё, чтобы отделить это население от собственности, а значит, от разумного участия в политике. Но отечественные либералы, столь любящие по любому поводу призывать других к покаянию, своей вины за сегодняшнее состояние общества, похоже, не чувствуют...

Досье:

Михаил МАРТЫНОВ родился 18 сентября 1955 г. в Читинской обл. Закончил исторический факультет Костромского пединститута, очную аспирантуру философского факультета МГУ. Стажировался в Оксфордском университете (Великобритания), в университете Торонто (Канада). Работал преподавателем на кафедре философии. Возглавлял информационно-аналитический центр администрации Костромской обл. С 1997 г. работает в СурГУ. Зав. кафедрой политологии. Доктор политических наук, профессор. Почётный работник высшего образования.

Смотрите также: