Примерное время чтения: 5 минут
20

Рознь в розницу. Власть услышала национальный вопрос. Что ответит?

Немногие политики берутся за неё во время выборов, ещё меньше «смелых» находится после.

О том, насколько хрупок и как часто «ломается» межнациональный мир, «АиФ» пишет регулярно. Новым поводом для беспокойства стали планы правительства бороться с сокращением трудовых ресурсов с помощью миллионов новых гастарбайтеров (см. материалы в «АиФ» №№ 33, 34, 38). Однако самую яркую и болезненную «межнациональную искру» высекают пока не мигранты, она проскакивает между полноправными гражданами Российской Федерации.

Преступления с участием выходцев из северокавказских республик вызывают бурю эмоций. Убий­ство футбольного болельщика Егора Свиридова в прошлом году вылилось в выступления у стен Кремля. Кстати, на днях на суде по следам тех беспорядков были оглашены результаты лингвистической экспертизы. Так, приписываемая одному из фигурантов дела фраза «я русский человек» была признана всё же нейтральной. А вот лозунг «Русские, вперёд!» уже содержал «признаки призывов к активным действиям против сотрудников правоохранительных органов».

Русские - стоять?

«Что необходимо точно исключить в период избирательной кампании - так это попытки разжигания межнациональной, межэтнической розни...» - предупредил партийных лидеров президент Дмитрий Медведев. Впрочем, на прошедшем в сентябре в Ярославле политическом форуме президент подтвердил, что проблема существует: «В местах традиционного проживания русских появляется большое количество наших граждан с Кавказа, а русское население кавказских республик убывает. Это приводит к этнической, этнокультурной замкнутости одних регионов и к возникновению трений на межнациональной почве в других. Бедность становится мощным катализатором межнациональных противоречий...»

Одним из самых ярких выступлений на том же форуме стала речь нынешнего постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина, который, очевидно, возвращается в российскую политику. «Вы легко можете представить уровень напряжения по социологическим опросам: от 50 до 75% граждан России желают отделения Северного Кавказа, - заявил Рогозин. - И это крайне опасная тенденция, направленная на развал страны... Причины неприязни известны: ещё с ельцинских времён формальный и фактический статус отдельных национальных республик выше, чем собственно русских регионов. Эти республики имеют преференции и льготы. При этом выходцы из этих республик довольно-таки часто проявляют неуважение к жителям центральных российских мегаполисов, демонстративно нарушают русские культурные стандарты и нормы общепринятого поведения... Русские почувствовали, что находятся в России в положении социально и этнически дискриминированного большинства...»

«К схватке за националистически настроенный электорат готовится и КПРФ, - говорит Дмитрий Орлов, директор Агентства политических и экономических коммуникаций. - В программу коммунистов включён пункт о «совпадении задач решения русского вопроса и борьбы за социализм». Идей об уважении языка, образа жизни и традиций русского населения можно ожидать от «народной программы» Общероссийского народного фронта». Умеренный национализм в России уже представлен в парламенте за счёт ЛДПР, напоминает Орлов, хотя у той - «карнавальный формат».

Поговорили - разошлись?

«Мы не требуем дать привилегии русскому народу, - поясняет лидер ЛДПР Владимир Жириновский. - Все народы равны, но за всю историю России именно русские оказывались в зоне дискриминации, в униженном положении. И мы хотим исправить ситуацию». Так, ЛДПР требует записать в Конституции особую роль русского народа, что «важно с моральной точки зрения». Кроме того, отменить 282-ю статью Уголовного кодекса (о разжигании межнациональной розни), «которая сегодня применяется исключительно против русских патриотов», а также разработать и принять некий закон «О русском национальном самоуправлении». По мнению других экспертов, попытка создать на территории страны русские национальные субъекты Федерации лишь ещё сильнее пошатнёт межнациональный мир.

Тем временем, по мнению писателя Германа Садулаева, основным институтом социализации на Кавказе остаётся семья. «Старшим сегодня самим трудно объяснить молодёжи, что нас объединяет в единую страну, у нас по-прежнему нет большой объединяющей идеи... Но о каких-то важных вещах можно говорить в религиозных проповедях, которые часто транслируются на кавказских телеканалах».

Кстати, по словам главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова, правительство республики вместе с местными религиозными деятелями готовит для студентов, обучающихся в других регионах, инструкции: как соблюдать свои обычаи, не вызывая раздражения окружающих.

По словам Александра Белова из общественного объединения «Русские», о правилах и законах, которые действуют на территории всей страны, кавказским подросткам нужно рассказывать на специальных уроках в школе, кавказцы не должны иметь льгот и привилегий в университетах, за нарушения порядка они должны отчисляться наравне с другими. «Кроме того, ответственность должна брать на себя региональная власть, - добавляет Белов. - Так уже поступило руководство Чечни. На выходцев из республики оказывается давление через родственников, и инцидентов с участием чеченцев в других регионах стало заметно меньше».

«При общем падении уровня нравственности в стране возможности подобных увещеваний у семьи, властей и религиозных лидеров в отношении молодёжи ограниченны, - сокрушается Дауд Хучиев, член президиума Совета по вопросам межнациональной политики при правительстве Москвы. - Поэтому для начала у всех граждан страны должен быть страх перед законом, подкреплённый неотвратимостью возмездия за его нарушение».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах