Как учительница из Сургута нашла своего деда, погибшего подо Ржевом

   
   

Лишь несколько недель отделяют нас от великой даты – 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В редакцию приходят письма – наши читатели рассказывают о своих близких, защитивших Родину ценой собственной жизни. Сегодня мы, как никогда, нуждаемся в возрождении памяти. С ней мы сильны. С ней живы «бессмертные батальоны» дорогих нам людей. Предлагаем вам историю, написанную преподавателем сургутской школы №15 Галиной Пехтеревой.

«Помни меня. Иду в бой»

- Когда началась война, моему деду, Александру Люсину, было 40 лет. Он был председателем колхоза: умный, грамотный, весёлый. Любил играть на гармошке. Когда уходил на фронт, в семье ждали шестого ребёнка. Расставаясь с женой он сказал: «Если родится дочь, назови Надеждой». Надежда родилась, но так и не увидела своего отца.

В 1942 году в семью пришло известие, что он пропал без вести. В своём последнем письме, на оборотной стороне этикетки от консервов дед написал: «Помните меня и Ржев! Иду в бой». Потянулись долгие годы ожидания. Все надеялись, вдруг вернётся!? Но чуда не произошло. Моя бабушка, Клавдия Яковлевна,  больше не выходила замуж - одна подняла всех детей.

Узнать о судьбе деда, найти место, где он похоронен, стало мечтой моей жизни. Ещё будучи школьницей, я писала в Ржев запросы, но ответа не получила. Мама разыскивала отца через военкомат - безуспешно.

И вот, через 68 лет, подарок судьбы. На встрече с сургутскими поисковиками мне дали координаты Татьяны Кухаренко, руководителя отряда «Югра» Туртасской школы Уватского района. Около 30 лет бойцы этого отряда ездят в Ржев с поисковыми экспедициями. Татьяна Ивановна с радостью согласилась мне помочь. Поиск информации осложнялся тем, что была известна лишь фамилия моего деда, год рождения и предположительно место призыва на военную службу. Ключиком к поиску оказалась моя детская записная книжка, в которую я переписывала  письма с фронта. Там были цифры: «707 СП». Оказалось, это 707 стрелковый полк и  215 стрелковая дивизия, в которой  служил солдат Люсин. В архивных записях его имя было записано в сокращенном виде - Алекс., поэтому во всех материалах он значился как Алексей. Таких ошибок в годы войны было много…

«Это настоящий ад!»

Благодаря бойцам «Югры», мы узнали, что старший сержант Александр Люсин героически сражался и был убит в сентябре 1942 года. Захоронен в братской могиле - «Кургане». А дивизия, в которой он служил, первой вошла в Ржев и водрузила там знамя Победы. Частично восстановить события тех лет мне помогли фрагменты из рукописи о 215 дивизии, которые прислала мне Татьяна Кухаренко.

   
   

«С августа 1942 года дивизия вела кровопролитные бои. Она находилась в лесу на окраине города. На ржевский лес фашисты сбросили с самолётов бомб и выпустили из пушек снарядов столько, что лес превратился в пеньки и щепки, а земля - в сплошные воронки такой глубины, что в них мог спрятаться танк. За два дня боёв только по одному 707 полку в живых осталось 200 бойцов. Это был настоящий ад!», - пишет представитель штаба 30-й армии Калининского фронта П.И.Коновалов.

«У стен Ржева почти 17 месяцев шли непрерывные бои. Гитлеровское командование придавало Ржеву особое значение. В воззвании немецкого командования говорилось: «Мы должны удержать Ржев любой ценой, какие бы потери не понесли. Ржев – это трамплин, отсюда мы совершим прыжок на Москву». Но планы немцев провалились. Стратегическая задача войны была выполнена – поток живой силы и техники противника пошёл не к Сталинграду, где назревала решающая битва войны, а к «Северному Сталинграду» - так называли немцы ржевский участок боёв», - вспоминает бывший командир огневого взвода 76 мм батареи Г.С.Медведев.

Сдерживая врага на подступах к Москве, дедушка не знал, что в это время  его старшая дочь Анна (моя мама) находилась в блокадном Ленинграде. До сих пор она вспоминает, как враг по 12 раз в день бомбил город. Она помогала старикам и детям добраться до бомбоубежища, хотя сама там никогда не пряталась: рыла окопы, тушила фугасные бомбы, ухаживала за ранеными. Выжила в этой страшной войне, несмотря ни на что. Сейчас ей 89 лет. Моя мама, Анна Александровна Кисленко, награждена медалью «За героическую оборону Ленинграда».

Я побывала на могиле деда вместе со старшей сестрой Валентиной летом 2010 года. В Ржеве нас встретили ребята из поискового отряда «Югра». Все вместе мы направились к «Кургану». Стояла нестерпимая жара. За всё лето дождей практически не было. И вдруг, когда я начала говорить, не скрывая слёз, неожиданно с неба начали падать крупные капли, как будто кто-то там, в небесах, плакал вместе со мной. Это были слёзы горести и, в тоже время, радости от встречи, которую так долго пришлось ждать. А дождь прекратился так же стремительно, как и начался…

Нам с сестрой вручили памятные медали «Ржев, 1941-1943 гг».

Благодаря поисковикам, имя дедушки занесено в картотеку погибших Ржевского военкомата, а совсем недавно на братской могиле установлена памятная плита, на которой значится и его фамилия.

Смотрите также: