Примерное время чтения: 6 минут
108

Спасибо деду за победу! (19.04.2011)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ - Югра 20/04/2011

Конкурсанты продолжают присылать в редакцию фотографии и сочинения на тему: "Спасибо деду за победу"! Старшеклассники рассказывают о своих прадедах, о которых часто знают только со слов пап и мам. Ведь свидетелей войны с каждым годом всё меньше. В Югре их осталось 524 человека.

Конкурс проходит при поддержке окружного и ханты-мансийского городского Советов ветеранов, ГУП "Почта России", поискового отряда "Ровесник". Спонсор рубрики - ГСК "Югория".

Обманувший смерть

"Я прадеда, конечно, не помню - но его трагическую, полную боли историю, рассказала мне бабушка Вика. Прадед Аркадий начал воевать в Великой Отечественной на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2, стрелком-радистом. Была у него одна особенность - когда видел свою кровь, почему-то терял сознание.

Однажды их "пешку" сбили, экипаж покинул горящую машину на парашютах. Приземлились на оккупированной территории, нашли партизанский отряд, дальше воевали уже партизанами - линия фронта была слишком далеко... В одном из боёв с немцами деда Аркадия ранили в ногу. Он посмотрел, увидел кровь - потерял сознание.

Очнулся в концентрационном лагере. Раненая нога скоро загноилась - и пленный советский хирург без наркоза, обычной пилой, обработанной спиртом, ногу моему прадеду отрезал. Тот снова потерял сознание, причём так, что все подумали - умер. Двое заключённых на носилках, голого, понесли его к яме, куда сваливали трупы. Дед очнулся перед самой ямой и говорит: "Вы куда меня несете? Я же живой". Те от испуга носилки бросили и убежали. И мой прадед обратно в лагерь голый полз, одноногий...

После войны инвалиду и бывшему военнопленному не было ни работы, ни жизни. Родную Пермь проезжал в товарном поезде - нормально билет купить просто не мог. Прыгал на ходу на одной ноге, чуть не убился. Несколько лет жил без работы. Женился по любви, сразу пошли дети. Но жена оказалась воровкой - и однажды её зарезали прямо в коридоре их барака, где прадед жил со своей семьёй. Детей он после смерти жены был вынужден отдать в детдом - а как можно было их поднять одноногому инвалиду?

Умер прадед больше тридцати лет назад. И я часто думаю, кто бы из нас смог пережить такую судьбу"?

Пётр Владимиров, 14 лет, Нижневартовск

Война - тяжёлая работа

"Я расскажу о своём прадедушке, которого я никогда не видел, но мне о нём много рассказывал мой папа со слов своего дедушки Махмута.

Как только объявили о войне, сразу началась мобилизация. Те, кто мог держать оружие, уходили на фронт. Прадедушка в то время был молодым, учился в педагогическом училище. Его хотели определить в танкисты, но не взяли по состоянию здоровья. Впоследствии дедушка рассказывал: "Я только потом понял, как мне повезло. В начале войны наши танки были слабые, поэтому немцы их легко разбивали. При этом из горящей машины практически невозможно было спастись: при попадании снаряда в корпус танк вспыхивал, словно спичечный коробок, превращаясь в одно мгновение в пылающий костёр".

Всвязи с тем, что у прадедушки было образование, его определили командиром артиллерийского расчёта. Это была очень тяжёлая работа: тягачей и лошадей катастрофически не хватало, поэтому приходилось таскать пушки прямо на себе. В первое время даже винтовку выдавали одну на четверых. Стреляли по очереди. Иногда удавалось снять винтовку с убитого немца.

В одном из боёв фашистский снаряд попал в лафет пушки, за которой стоял мой прадед. Осколки брызнули во все стороны. Одним из этих осколков и был тяжело ранен мой прадедушка. Выйдя из госпиталя, он сразу отправился на фронт, принимал участие в форсировании Волги. Прадедушка Махмут рассказывал потом: "Да, трудный был бой: выли мины, трещали немецкие пулемёты, то тут, то там переворачивались плоты с красноармейцами. Наконец мы достигли другого берега, завязался бой. Каждый дом, каждый клочок земли доставался нам с большим трудом".

Тогда мой прадед был ранен во второй раз. Пуля попала под левую лопатку. Ему пришлось снова лечиться в госпитале, а после вернуться в ряды Красной Армии. Участвовал в боях за освобождение Варшавы, Праги.

Мой прадедушка Махмут дошёл до Берлина, но на этом его военная дорога не закончилась. Позже он участвовал в русско-японской войне осенью 1945 года. Домой вернулся только в 1949-м.

У прадеда Махмута было много наград: "Орден Красной звезды", "Медаль за отвагу", "Медаль за взятие Берлина", "Медаль за взятие Праги", "Медаль за взятие Варшавы". После войны он вернулся в родные края, устроился на работу в сельскую школу. Был одновременно директором, учителем географии и труда. У прадеда было ещё четыре брата. Все они воевали. Один погиб в 1943 году под Кёнигсбергом. Остальные вернулись домой. В настоящее время в живых остался только младший брат Алексей, проживающий в Уфе.

Вечная память погибшим и ушедшим после войны фронтовикам".

Роман Абубекеров, 14 лет, г. Сургут

20 часов в день у хирургического стола

"Про прадеда Ивана мне рассказывал отец. Так получилось, что мои предки-фронтовики умерли задолго до того, как я родился. Все воевали геройски, а прадед Иван, хоть и не ходил в атаку, но был военным хирургом. Порой по двадцать-двадцать два часа в сутки оперировал без отдыха и сна. Попадал в окружение, чудом выбрался - месяц выходил к своим, ночевал по стогам да по лесам, жил впроголодь. Дошёл. Выжил. И дальше воевал уже до конца войны, идя вперёд с нашими наступающими частями.

Руки по локоть в крови. Раненому вместо наркоза - стакан спирта - и резать. Порой под пулями, снарядами и бомбами. Бояться ему было просто некогда - он человеческие жизни спасал.

После войны его долго обходили почестями и поздравлениями - из-за того, что в окружение попадал. И вся его жизнь после войны была перекорёжена войной же - из-за чудовищно тяжёлой военно-хирургической работы прадед Иван заработал обширную язву - и потом в результате операции ему удалили большую часть кишечника и часть желудка. Вроде и ранен ни разу не был - а инвалидность получил точно в результате боевых действий... Прямым их следствием...

Хирург он был от Бога. И больные уже после войны прадеда Ивана буквально боготворили. Кто он для меня? Мой негромкий герой, который практически не держал в руках оружия. Но зато он спас жизнь не одной тысяче наших раненых бойцов. Светлая память тебе, военный хирург..."

Дмитрий Чёрных, 15 лет, г. Нефтеюганск

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах