Даёшь гарантию! Как заставить подрядчиков чинить дороги хорошо?

Инспекторы ОНФ работают в Ханты-Мансийске. © / Евгений Зиновьев / АиФ

В Югре остро стоит вопрос качества дорожных ремонтов. Зачастую дороги начинают портиться до окончания гарантийного срока. Хотя эти сроки и без того невелики. На прошлой неделе в округе побывали активисты проекта «Оценим качество дорог», который работает под эгидой Общероссийского народного фронта. По их мнению, именно общественность может нажать на власти и подрядчиков, чтобы те выполняли свою работу как следует.

   
   

А ямы остались

Общественные дорожные инспекторы разъезжают по всей стране, стартовав 23 июля с Красной площади. В столицу Югры они приехали 19 августа и, осмотрев гарантийные дороги, остались неудовлетворёнными. Ранее югорские активисты ОНФ уже «терзали» местную администрацию и подрядчиков, добились обещания, что все дефекты будут устранены до 15 сентября. Однако до сих пор лишь один подрядчик - «Северавтодор» - устранил свои недоделки.

«В Ханты-Мансийске проводится большой объём дорожных работ. Но гарантия в два года - это очень мало. И зачастую работы проводятся некачественно. Местами нас даже удивляет, как они могли быть приняты, - сказал руководитель проекта «Оценим качество дорог», депутат Госдумы Александр Васильев. - Назвать ответственной работу органов власти и подрядчиков мы не можем. Если недостатки не будут исправлены в установленный срок, то мы обратимся в прокуратуру».

Из Ханты-Мансийска инспекторы хотели поехать прямиком в Тюмень, но получили несколько обращений от жителей Сургута, которые очень уж зазывали их к себе.

«Муниципалитет с бюджетом в 20 млрд рублей должен содержать дороги в отличном состоянии, - считает сургутский общественник Александр Кравченко. - Однако администрация Сургута лишь имитирует кипучую деятельность. Вместо капремонта на улицах проводятся косметические процедуры. При этом засыпание ям и выбоин фракцией, размываемой любым дождём в тот же день, производится там, где по всем данным асфальт должен быть целым ещё, как минимум, три года - по гарантии».

«На улице Монтажной дорога в августе 2014 года была отремонтирована, но весной 2015 года от ремонта не осталось и следа. Остались только ямы, которые в дождливую погоду заполняются водой и становятся не видны участникам движения», - сетует в коллективном письме группа жителей Сургута.

   
   
Инспекторы ОНФ измеряют, насколько решётка ливневой канализации "утоплена" в асфальт. Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

Проверят всех

«Мы намерены активизировать работу по контролю за гарантийными дорогами, - говорит сопредседатель регионального отделения ОНФ Константин Терновой. - Планируем выбрать все муниципальные контракты, осмотреть те дороги, на которые гарантийный срок еще не истек, и составить свой реестр недостатков, которые на них присутствуют. Мы предполагаем, что этот проект у нас продлится в течение нескольких лет. Странно, что не заказчик, а общественники находят и доказывают заказчику, что подрядчики плохо работают. Так не должно быть».

Активисты действуют методами, которые доступны любому другому гражданину. Находят дефект, измеряют, фиксируют, составляют отчёт и потом требуют объяснений у заказчика и подрядчика. Другой разговор, что лидером ОНФ провозглашён не кто-нибудь, а президент Путин. Да и у руководителя инспекции имеется статус депутата Госдумы. Кроме того, дорожные активисты добиваются не только качественных ремонтов, но и увеличения гарантийных сроков.

Микроавтобус, на котором инспекторы разъезжают по всей стране. Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

«Разные регионы устанавливают разные сроки гарантийных обязательств для подрядчиков, - говорит Александр Васильев. - Мы внесли законопроект, обязывающий все регионы подчиняться требованиям, которые устанавливались бы правительством. Его поддержала Федеральная антимонопольная служба. С правительством у нас существуют разногласия, но чётких аргументов «против» от них мы не слышим, кроме простого нежелания эту инициативу поддержать».

С другой стороны, ряд экспертов считает, что в деятельности ОНФ больше шума, чем дела.

«Народный фронт сейчас много имиджей попортил: где-то это обоснованно, а где-то это для усиления имиджа самого фронта, - считает директор Центра изучения гражданских инициатив Светлана Ярославова. - Они где-то и перегибают палку, потому что людям хочется показаться достойными народного внимания. Идёт игра, идёт демократизация общества. К этому надо относиться спокойно и лояльно».

Инспекторы работают в районе ОМК в Ханты-Мансийске. Фото: АиФ/ Евгений Зиновьев

Не нужно изобретать

Сергей Дубовец, заместитель гендиректора ГП «Северавтодор»:

- Администрациям и подрядчикам следует руководствоваться документами, которые разрабатывают профильные ведомства - Минтранс, Росавтодор. Не нужно изобретать ничего нового. Простой пример. Мы видим, что меры по устранению колейности на дорогах результата не приносят, хватает их ровно на год - потом снова колея. Устранение колейности может попадать как под содержание дороги, так и под ремонт, и под капремонт. И нужно в каждом случае производить расчёт и точную диагностику, один раз выбрать правильный вид работ и сделать их так, чтобы дорога точно простояла четыре года.

Сегодня число автомобилей резко выросло, выросла и интенсивность дорожного движения. Зима у нас длинная. Верхний слой изнашивается быстрее. Следовательно, нужно назначать тот вид ремонта, который предполагает и новые материалы, и армирование. А у нас асфальтобетон до сих пор выпускается по старым ГОСТам, которые существовали еще в доперестроечные времена.

Администрации объясняют всё недостатком средств. Но почему на федеральных дорогах ситуация всё-таки меняется к лучшему? Потому что с 2014 года финансирование федеральных дорог производится по установленному нормативу. У нас в округе переход на норматив предусмотрен с 2016 года. На норматив нужно переходить и муниципалитетам. После этого будет заметный сдвиг к лучшему.

Надеемся на горожан

Максим Ряшин, глава администрации Ханты-Мансийска:

- Реконструкция дорожных развязок, расширение улиц - процессы, меняющие облик города. Необходимо привлекать к обсуждению подобных проектов общественность, в обязательном порядке рассматривать их на заседаниях Архитектурного совета города, учитывать при разработке мнения экспертов. Поэтому в вопросах дорожного ремонта мы надеемся на неравнодушие горожан. Хантымансийцы активно сообщают о повреждениях дорожного полотна на тех или иных участках дорожной сети. По их обращениям городские службы оперативно, иногда прямо «с колес» корректируют планы ремонтных работ. И нередко на электронной почте, в сервисе обратной связи на сайте администрации Ханты-Мансийска поступают слова благодарности за быструю ликвидацию ямы на дороге, установку светофора или дополнительного дорожного знака. Такое взаимодействие очень полезно и властям, и жителям Ханты-Мансийска.

Сделать и не переживать

Илья Варламов, блогер-урбанист:

- Дороги в Ханты-Мансийске включены в вечный цикл перерождений. Их плохо ремонтируют, затем климат и автомобили вносят свой деструктивный вклад, после этого дороги снова плохо ремонтируют, и так до бесконечности. Одна из особенностей городских улиц - здесь часто появляются не только ямы, но и колеи. Почему нельзя один раз сделать нормальные дороги и какое-то время о них не переживать - непонятно. При этом считается, что по меркам Югры в Ханты-Мансийске и Нижневартовске дороги образцовые, и в том же Сургуте всё намного хуже, там пятая часть всех дорог рабита. Где-то во дворах нет дорог, где-то перед зимой сняли асфальт, а новый не положили. А ведь лет 15 назад дороги Сургута считались одними из лучших. В администрации говорят, что в год нужно, как минимум, 500 млн рублей, чтобы привести дороги в порядок. Хотя в прошлом году на ремонт потратили 600 млн рублей, но проблемы остались.

А как у них?
В США функция контроля за качеством строительства и ремонта дорог возложена на частные структуры, с которыми заключают контракты власти отдельных штатов. Частник осуществляет контроль от проектирования до сдачи объекта. Законодательством штатов, как правило, предусмотрены не только ответственность за невыполнение требований к качеству дороги, но и поощрение, если нормативные требования «перевыполнены». При этом такое понятие, как гарантийный срок, отсутствует. Но зато есть жёсткие требования к качеству материалов, технике и технологии и не менее жёсткий порядок оценки качества дороги, принимаемой в эксплуатацию.

Смотрите также: