Посреди болот
«Окружённое болотами, омываемое озером Шаимским и речкой Ах, стоит село на абсолютной равнине. Но, ни страшное наводнение 1947-го года, ни последующие, не тронули его. Село продолжает жить своей размеренной жизнью. Правда, из плодов цивилизации здесь лишь электричество да телефон - автомат. Его недавно установили, чтобы в случае чего можно было вызвать службу спасения», - рассказывает коренной шаимец Алексей Желонкин. Почему у села такое необычное название? По словам краеведа Ольги Кошмановой, версий несколько: «Самая невероятная и популярная – что название Шаим произошло от слова «шай» (манс. «сяй») – «чай», дескать, чай на купеческом пути, - объясняет краевед. – По второй версии слово Шаим произошло от мансийского «сойм», «союм». С учётом фонетических вариантов, возможно, «шоюм», что означает ручей. По версии третьей, более вероятной, но нелюбимой шаимцами, название пошло от слова «сюйум», что означает гнилой. Из Шаима пошла первая Западно - Сибирская нефть, а места, насыщенные углеводородами, не очень приятно пахнут. Плюс болотный газ».
Село состоит из одной улицы и пары десятков домов. Среди старых, покосившихся избушек, построенных сразу после войны, можно разглядеть несколько современных охотничьих домиков (их построили урайцы). Кто знает, может, недалёк час, когда городской житель, пресыщенный благами цивилизации, устремится в поисках душевной гармонии вот в такие тихие места, наполненные духом древности…
«Когда мы, в 1948 году приехали в Шаим, в селе стояла церковь, построенная в традициях северного зодчества. Были клуб, магазин, почта и начальная школа, которая располагалась в старом доме бывшего купца. В ней обучались вместе с русскими дети коренных народов. Плату за обучение манси в размере 36 рублей вносило государство. За русских платили родители. Правда, плата была ниже - 18 рублей,- рассказывает старожил, педагог из Шаима Антонина Желонкина. - Село славилось дорогой, связывающей Сибирь с Уралом. По ней обозами отправлялось на «большую землю» «золото Шаима» - меха, клюква, рыба».
Всё, что осталось…
В селе развивали коневодство, разводили норку, черно-бурую лисицу, - рассказывает супруг Антонины Желонкиной Павел. - Я работал в колхозе, выстроил своими руками избу, а сыновья, как только подросли и окончили школу, подались в город - здесь работы не осталось. Магазина, чтобы хлеба купить и того нет, надо пешком идти в Чантырью. Это километрах в трёх от Шаима». «Тяжело нам стало жить без благ цивилизации, - сетует Антонина Николаевна. - Если случится хворь, то пока до Шаима домчится «Скорая», можно и с жизнью распрощаться. Вот и переехали мы в Чантырью. А административный центр - в Ушью. И мы теперь будто на отшибе. Вот приглашают нас в центр соцзащиты: подлечиться, пообщаться со стариками, а мы не можем - далеко. Когда появились в этих краях первые буровые вышки, все радовались, думали, начнётся другая жизнь, достаток, но вышло по-другому…»
Сейчас в Шаиме практически не осталось жителей. Плохо это или хорошо, но древняя земля теперь не зависит от людей, реформ и плана нефтедобычи. Здесь, по легенде, зародился род манси и земля Шаима навсегда останется его колыбелью. Даже когда уйдёт из этих мест последний человек.
Смотрите также:
- 82 - это не возраст: Галина Лукина до сих пор работает почтальоном →
- Юрий Вэлла не боялся быть неудобным для власти →
- Маленький человек, которого знал мир →