Необычно огромные - 2х2 метра - иконы, редкие образцы сибирской иконописи 18 века, - в Ханты-Мансийске! Одна из них датируется 16-м веком и считается первой православной иконой, появившейся на сибирской земле ещё во времена походов Ермака.
Ценные находки
В 1939 г. берёзовские воинствующие атеисты с топорами прошлись по Воскресенскому собору – разломали иконостас, иконы порубили, церковное имущество вывезли, храм взорвали… В это смутное время в округе работала научная экспедиция под руководством Андрея Палашенкова, сотрудника Омского областного краеведческого музея, известного тем, что за «неуместную заботу» о стенах Смоленского кремля и Большого Успенского собора был отправлен в КАРЛАГ по обвинению в шовинизме.
Спасая местные памятники, он успел извлечь из погибающего берёзовского собора лишь небольшую часть того, что уцелело. Находки отправили в фонды Омского музея. Более полувека ждали они своего часа. Лишь в 1990-х годах на них обратили внимание: при поддержке федеральных и местных властей, усилиями омских и московских реставраторов с икон сняли потемневшую олифу, обнаружили ранее нечитаемые надписи, и глазам исследователей предстали уникальные образцы Тобольской иконописной школы 18 века, и нового стиля - барокко. Его проводниками стали украинские иерархи, возглавлявшие Тобольскую митрополичью кафедру более ста лет. Вместе с ними приезжали и художники. Их творения пришлись по вкусу местному купечеству.
Спешите видеть
Иконы, которые привезли в Ханты-Мансийск, – уникальны. Нигде больше не увидеть сибирскую икону с голубым небом на фоне. Форма доски, на которой изображены «Жёны-мироносицы», вырезана по контуру фигур, впервые на иконах появляются имена авторов-создателей. На некоторых изображениях видны черты местного этнического типа. Икона Владимирской Богоматери – абсолютно самобытный сибирский вариант: миндалевидный, восточный разрез глаз Богородицы, жёсткие, угловатые черты лица.
«Я никогда не видела ничего подобного, даже в храме, - делится впечатлением Татьяна Третьякова из дома-интерната для престарелых и инвалидов «Уют», - мы специально приехали из Шапши, чтобы увидеть эти необычные вещи». «Как Вы относитесь к тому, что люди, пришедшие на выставку, пытаются, как в церкви, приложиться к иконам», – спрашиваю Евгению Бежан, зам. директора Омского музея. «Я понимаю их порыв, но, как музейный работник, конечно, против. Я видела, как реставраторы два года на коленях восстанавливали образ Господа Вседержителя, сколько потребовалось специальных материалов (папиросная бумага, осетровый клей) и знаю, как трудно сохранить всё это для потомков». Березяне просили омичей вернуть иконы на родину. Но кто же мешал забрать их из разрушенной церкви тогда, в 39-м…
Смотрите также:
- Что хранится в подвалах главного музея Югры →
- Иконы Святителя Николая в Ханты-Мансийске →
- Священник ждёт прихожан на праздник Пасхи →