Из Рима в Ханты-Мансийск. Как епископ Павел относится к язычникам и бесовщине

   
   

Христос и Торум

- Ваше преосвященство, какие насущные проблемы, на Ваш взгляд, нужно решать в первую очередь?

- Люди жаждут духовного общения, а во многих местах округа нет ни места, куда можно прийти, ни священнослужителя, с которым можно посоветоваться. В Игриме слёзно молили - пришлите батюшку: 13 лет живём без пастыря. Нашли в Белоярском, рукоположили. Он взял на своё попечение ещё семь поселений вокруг. За неделю всех объезжает. Договорился со священнослужителем из Берёзово, наняли они кораблик в порту и посетили все посёлки вдоль реки, совершили около ста крещений, причастили стариков, детей, больных. Сейчас в нашей епархии самый большой прирост сил - 40 человек.

В округе идёт большое строительство храмов, часовен, молельных комнат. Всего запланировано 22 объекта. Например, в Сургуте часовня «Всех скорбящих радость» уже не вмещает ни прихожан, ни учеников воскресной школы. Подписали проект строительства храма на 800 мест. В сентябре покроем куполами новый сургутский храм в честь Георгия Победоносца. При нём будет построен центр социальной помощи и реабилитации для тех, кто оказался в беде. Организована служба сестёр милосердия, которые трудятся в больницах. Ориентировочно в мае приедет патриарх Кирилл с визитом и освятит новые храмы.

- Многие православные из числа коренных народов до сих пор наполовину язычники. Говорят: дома мы поклоняемся Христу, а на промысле - Торуму. Как Вы смотрите на это двоеверие?

- Со снисхождением. Многие языческие обычаи не мешают православию. Если люди помнят традиции предков - это хорошо. Трудно с теми, кто остался без всякой веры. Например, в Казыме мы хорошо общались со школьниками, но трудно было найти взаимопонимание с теми, кто вырос в советское время. Не надо никого насильно заставлять, достаточно приоткрыть окошко, чтобы луч веры проник в душу. Свет сам всё сделает.

- Как строятся отношения церкви с местной властью?

- Мы обречены на сотрудничество. По-другому не может быть. Фраза «церковь отделена от государства», по-моему, глубоко неправильная: церковь - это не здание, это круг людей, объединённых верой. Они же - граждане своей страны, как это можно разделить?

Юридически мы действительно отделены, и, например, православная гимназия, которая даёт такое же полное образование, как и любое другое государственное учебное заведение, финансироваться из бюджета не может. Закон, исправляющий это положение, уже есть, но ещё не принят.

Считаю, нет границ и между представителями различных конфессий - в Лангепасе мы встречались с 18 национальными общинами, беседовали очень братолюбиво, потому что у нас - общее Отечество и Бог-творец. Нужно объединяться и общими делами, и верой.

   
   

Бесовщина наказуема

- Сейчас священнослужителей подвергают жёсткой критике…

- Вот смотрите. Когда я ездил в труднодоступные посёлки, то столкнулся с тем, что местами дорог просто нет - песок и бетонка. А ведь нужно с собой везти всё - и облачение, и церковную утварь для отправления таинств.

Многие поездки были бы невозможны без подаренного епархии внедорожника. Это возмущает тех, кто не представляет себе труд священнослужителя. Кому-то очень хочется разделять и властвовать. Сильная Россия не всем выгодна, и все знают, чьи и какие деньги тратятся на то, чтобы одолеть нашу страну внутренними распрями.

История с панк-группой - из этого же числа. Я поначалу их жалел, думал, выпороли бы детей и отпустили. А потом увидел передачу об их жизни и «творчестве», и жалость прошла. Что нужно сделать с человеком, чтобы он залез на крышу троллейбуса и выкомаривал там? Никаких правил, бесовщина, их надо было как-то остановить, изолировать, как больных людей, пусть даже через суд. В Пыть-Яхе, Салыме есть группы сатан-рока, были угрозы в адрес священника. Они - одержимые, и это заразно.

- Вы долго работали за рубежом, что хотелось бы перенять как положительный опыт?

- В Сан-Франциско у меня в приходе было 85 человек, и я хорошо знал каждого, много времени проводили вместе: после службы готовили обед в общей трапезной, обсуждали вопросы, новости. Праздники отмечали в приходе, как в семье. А в Сургуте на праздник в кафедральном соборе собралось около 2 тыс. человек, 600 из них причащались, а служили только четверо, как в таких условиях справиться? В Италии оформления документов ждал почти год, в любом магазине могли обмануть, здесь с этим не сталкивался. Но, как приехал, очень боялся холодов, молился: Господи, дай попривыкнуть. И была чудесная осень и тёплая зима.

Смотрите также: