Дневник итальянца в Сибири.Часть 11: Берёзов (окончание)

Из книги итальянца С. Соммье «Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир» (1885 г.), первый русскоязычный перевод которой только что вышел в Ханты-Мансийске. 

   
   

Ссыльные Берёзова

Среди людей, составляющих благородное общество Берёзова, следует перечислить и некоторых политических заключённых. Более того, отчасти именно им – ссыльным высоких чинов, сыгравшим важную роль в судьбе России (таким, как Долгорукие, Меньшиковы и Остерман) – город обязан своим административным значением и своей исторической известностью….

Немногочисленные политические заключённые, ныне находящиеся в Берёзове…, в основном, молодые русские девушки и студенты, вовлечённые в новые политические тяжбы. Как и те, коих я видел затем в Обдорске, они были осуждены в ссылку на поселение, где в определённом смысле оставались свободными и имели возможность передвигаться на установленное расстояние от населённого пункта. Многие из них находятся в одних и тех же деревнях и городах, поэтому имеют наибольшую радость быть в компании себе подобных.

 

На рисунке: Нищие Берёзова: русский и два остяка

Мне кажется, что они переносят ссылку не просто со смирением, а даже с безразличием и весельем, что вызвано лёгким характером русских. Если поверить, что ностальгия присуща жителям гор, не будет вызывать удивления факт отсутствия этого чувства у жителей больших равнин, расположенных от Чёрного моря до Ледовитого океана. Вместе с тем судьба этой молодёжи показалась мне довольно грустной, так как им суждено закончить свою жизнь в этих замороженных как в физическом, так и в эмоциональном плане краях, вдалеке от интеллектуального общения. И многие их них, если у них не было возможности получать содержания от родителей, вынуждены зарабатывать на хлеб ручным трудом, хотя были воспитаны и обучены для служения свободным профессиям.

Кроме политических ссыльных, в Берёзове есть осуждённые за уголовные преступления. В пределах города они также являются свободными людьми и обычно занимаются каким-нибудь ремеслом или торговлей. Эта система отправки на поселение, на мой взгляд, оказывает положительное влияние на уголовных преступников. Я познакомился в Берёзове, а также в Обдорске и Тобольске с теми из них, кто честно зарабатывал на жизнь и смог реабилитироваться и завоевать всеобщее уважение.

   
   

Торговля в Берёзове

Берёзов не только является местом ссылки и резиденции исправника, но и имеет важное значение в торговле рыбой и пушниной. Берёзов и Обдорск – два центра, куда зимой уральские вогулы, остяки и самоеды привозят шкуры добытых во время охоты зверей и продают их русским купцам. Здесь можно встретить шкуры с Севера Европейской части России и Печоры, иногда даже попадаются шкуры белых медведей с берегов Карского моря и Новой Земли. Первое место в пушной торговле занимает белка.

Есть здесь также шкуры песцов, горностаев, оленей (в большей степени домашних), лис обыкновенных, лосей, белых зайцев, волков, медведей, выдр, росомах. Кажется, во времена Палласа, бобры, шкуры которых являются одними из самых ценных, ещё попадались на Оби. О том, насколько они были распространены в прежние времена, говорит подарок в 50 сороков бобровых шкур, отправленных Ермаком царю, а также название «Бобровка» (река Бобров), данное притоку Иртыша между Тобольском и Самаровым.

Сейчас бобры почти исчезли. Рассуждая об этом редком звере, в 1848 г. Гофман сообщал, что один бобр был убит 30 лет назад у истоков Сосьвы. Поляков, однако, говорил, что слышал о присутствии бобра на Конде и в некоторых других местах обского бассейна. В прочих частях Сибири бобр также исчезает, как и многие другие ценные пушные виды животных.

Торговля мехами, как и сама охота на пушных животных, осуществляется зимой; в это же время года шкуры привозятся в Тобольск, а оттуда направляются в Европу, много мехов уходит в Китай. Летом на Оби пушнины почти не сыскать…

 

 

Кроме шкур этих четвероногих, на рынки Берёзова и Обдорска поступают шкурки птиц – таких как лебедь и гагара, а также большое количество пера уток разных видов. Дичь, что экспортируется в большом количестве на Северный Урал, зимой в замороженном виде достигает Москвы и Петербурга; по большей части она идет на Пинежский рынок, рядом с Архангельском. Важное место в экспорте занимают турачи, или белые куропатки, которых каждый год добывается немыслимое количество (Гофман приводит в пример пять семей охотников с западного склона Уральских гор, которые привозили по 10 тыс. турачей на Пинежский рынок), а также рябчики, тетерева и глухари.

Как транзитный пункт, город Берёзов особенно важен, потому что каждый год сюда из Южной Сибири приезжают барки с мукой, которая потом транспортируется до Печоры – частично по рекам, частично по суше. Зимой перевозка совершается на оленьих упряжках, в большинстве своём управляемых зырянами. По этому пути перевозится также значительное количество продукции рыболовства…

«Берёзов ждёт будущее более интересное, чем прошлое»

Мне показалось, что Берёзов ждёт будущее более интересное, чем прошлое. Описания Зуева (в работах Палласа и Эрмана показывают, насколько незначительно вырос город с 1791 по 1828 г. и позже. Рыбопромысел начал активно развиваться, поэтому население нижнего течения Оби может надеяться на большие заработки, когда в будущем появятся более надежные способы хранения рыбы. Метод, который используют русские для засолки прекрасной рыбы Оби, полон изъянов, отчего эта продукция может потребляться только беднейшим населением Сибири.

В последние годы в Тобольске было создано Датское общество для того, чтобы использовать лучшие известные способы приготовления и хранения рыбы и дичи, которые там так дёшево стоят. Если бы такая индустрия возникла в Сибири, это могло бы дать хорошие возможности этим территориям – особенно сейчас, когда коммуникации и транспорт становятся все более доступными.

Однако даже с этим доходом будет сложно компенсировать уменьшение количества пушнины, которая до сего момента остаётся главным предметом торговли. А такое уменьшение неизбежно по причине всё более и более активного охотничьего промысла ценного пушного зверя туземцами, а также по причине увеличения числа лесных пожаров, после которых от земли не приходится ждать плодородия. Жители Берёзова могут прокормить незначительное число скота на хороших пойменных пастбищах за Сосьвой. Большая часть населения разводит оленей и передаёт их летом туземцам, уходящим со стадами на Урал….

Говоря о прогрессе последних лет в Берёзове, нужно отметить постройку маленькой метеорологической обсерватории, уже работавшей ко времени моего приезда. Она гарантирует удобное размещение для проживающих исследователей, находящихся под опекой Императорского Географического общества в Петербурге…

Население Берёзова состоит в основном из русских: частью из казаков и потомков первых городских поселенцев, частью из торговцев, а также из небольшого числа ссыльных. Другие его обитатели – это зыряне, остяки и, думаю, вогулы, которые, однако, зовутся русскими или остяками, так как их часто путают между собой. Зимой сюда приходит большое количество самоедов для торговли пушниной. Паллас, говоря о жителях Берёзова в 1771 г., сообщал, что среди них были русские, остяки, вогулы и самоеды и, как это ни странно, не упоминал о зырянах. Зыряне в поселениях за Уралом воспринимаются русскими как иноземцы; они не могут задерживаться надолго без выдаваемого властями паспорта.

 

 
Яков Яковлев

  Все части «Дневника итальянца в Сибири» Вы можете прочесть в рубрике «Дневник итальянца».