Примерное время чтения: 9 минут
246

Дневник итальянца в Сибири.Часть 7: Зыряне – «гостеприимны и умны, но вполне заслуживают славы хитрецов и упрямцев»

Сюжет Иностранцы о Югре и югорчанах

Из книги итальянца С. Соммье «Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир» (1885 г.), первый русскоязычный перевод которой только что вышел в Ханты-Мансийске.

«Этот народ распространён гораздо шире…»

Самое большое число зырян (около 85.000 чел.) проживает сейчас на западной стороне Урала… На самом деле этот народ распространён гораздо шире, чем показано на этнографических картах. Они давно углубились в регионы, заселённые русскими, самоедами, остяками и вогулами, совершая дальние путешествия для охотничьего промысла и торговли и образуя маленькие колонии. Ныне их можно встретить на Урале и на Оби и вдоль берега моря до самого Архангельска.

По Оби – от Берёзова до устья реки – то там, то здесь можно найти обособленные семьи и небольшие поселения зырян, которые, несмотря на восприятие их властями как чужаков, живут здесь постоянно… Ежегодно зимой обские берега посещаются значительным числом зырян, в руках которых сосредоточена большая часть местной торговли и торговли через Урал между долинами Печоры и Оби. Зыряне… говорили мне, что около 1.000 чел. их сородичей проживает на Оби, а зимой из-за Урала приезжает ещё 3.000 чел., если не больше; и что в некоторые годы их численность доходила до 150.000 чел… Этому они обязаны более успешной акклиматизацией и привычке к образу жизни кочевых народов, благодаря чему они находятся с этими народами в гораздо более тесном контакте. Русский же, ещё более убеждённый в своём превосходстве над туземцами, не привык к кочевому образу жизни. Он не следует за самоедом и остяком в тундру, он не способен держать стада оленей, а поэтому довольствуется обогащением за счёт туземца только там, где встречает его – на речных стойбищах во время торговли рыбой и пушниной.

…Зыряне говорили мне, что они часто официально вступают в брак и с русскими, и с самоедами, но очень редко с остяками, к которым питают крайнее неуважение, называя их «грязными» и «язычниками». В смешанных зыряно-русских семьях, как меня убеждали, говорят на зырянском языке… Однако, все зыряне, кроме родного языка, знают ещё и русский.

Если верить русским, зыряне – упрямые и мстительные, а самая выдающаяся черта их характера – хитрость. В отношениях с ними я нашёл их гостеприимными и умными, но я смог также убедиться, что они вполне заслуживают славы хитрецов и упрямцев. Другие путешественники – Кастрен, Гофман, Алквист – также говорят, что это народ умный, активный, экономный, когда нужно, но не совестливый, когда пользуется своим превосходством над остяками и самоедами. Последние обвиняют зырян во многих несправедливостях и даже в том, что те крадут дары, которые остяки оставляют в лесах для своих богов, и обворовывают жилища и нарты со скарбом, которые на период летнего переселения хозяев остаются без присмотра. Такое никогда не наблюдается среди кочевников, обладающих похвальной честностью. Шренк во время своего путешествия по тундре Севера России жил среди зырян и самоедов. Он описывает последних как терпеливых страдальцев, покорившихся насилию, несправедливостям и преднамеренным преступлениям авантюристов зырян – жадных, скупых и лживых. В то же время Кастрен, посетивший те же места что и Шренк и подтвердив факт присвоения зырянами оленьих стад самоедов, обвиняет всё же своего предшественника в пристрастии к более слабому народу, с жаром защищает зырян и оправдывает большую часть преступлений, в которых их обвиняют… Однако при чтении авторских похвал в адрес характера и моральных качеств зырян и восхвалений всей финской расы возникает подозрение увидеть здесь некоторое пристрастие этого приятного финского автора к народу, к которому он испытывал родственные чувства. По мнению Кастрена, зыряне доброжелательны и любезны ко всем, кто выказывает им свою дружбу и верность. Характерными качествами этого народа служат чувство справедливости и умение держать данное слово… Тот же Кастрен, однако, допускает, что они хитры, недоверчивы и завистливы.

 

  

«Женщина занимает низшую ступень в зырянской семье»

Женщина занимает низшую ступень в зырянской семье, обращаются с ней почти как с рабыней. В день свадьбы невеста должна в присутствии всех приглашённых петь песню, в которой с плачем и унижением просит жениха взять её в жёны и пожалеть. Вот одна из таких песен, записанная Кастреном: «Сегодня мой последний день, последний час свободы; в последний раз я здесь, как уважаемая девственница. Всё закончилось для меня несчастливо, вместе с утратой родителей я теряю всё. Ах, моя хорошая, моя милая мама, почему же ты устала от твоей верной служанки? Почему ты отправила меня прочь так рано? Может быть, я слишком много ела или тратилась на одежды? Мама, ты – та, кто меня выкормила, – дай мне поплакать, несчастной девушке, дай мне выплакать сто слёз в минуту, потому что сегодня я покидаю всех, я теряю всё, вместе с утратой родителей...».

Однако в мужском деспотизме нельзя винить одних лишь зырян, поскольку, кажется, у русских на Крайнем Севере он проявляется ещё сильнее. Там… есть традиция: муж перед первым поцелуем жены тянет её за волосы и поёт «милую» песню «Под брачным ложем лежит кнут с дубовым кнутовищем и шёлковым кнутовьём с тремя концами: когда им бьёшь, течёт кровь!».

 

 

«Зыряне – железные люди»

Зыряне производят впечатление здорового и сильного народа, и в этом единогласны путешественники, провожатыми и компаньонами которых были зыряне. Гофман после своего рассказа о страданиях, которые эти люди переносили с максимальным безразличием, воскликнул: «Зыряне на самом деле железные люди». Кажется, едят они в тех же объёмах, что и работают – указанный путешественник сообщил, что каждый из семи его зырян-проводников в течение 13 дней ежедневно съедал в среднем 8,5 фунтов хлеба помимо общих с ним приёмов пищи!

Собранные Шегреном статистические данные дают понять, что зырянское население быстро растёт… Факт есть факт: в каждом зырянском доме много детей (в большинстве своём незаконных, что совершенно не смущает их матерей), и количество домов увеличивается как здесь, так и за Уралом.

Зыряне – красивые люди, крепкие и ловкие. У них белая кожа, в большинстве своём светлые или светло-коричневые волосы, глаза небесного или серого цвета; у мужчин часто имеются большие бороды. Черты лица иногда красивые и правильные. В отличие от остяков и самоедов, у них впалые глаза, прямой или орлиный (но всегда неприплюснутый у основания) нос. Многих из них можно спутать с русскими, тем более, что одеваются они одинаково. И это понятно: …из-за длительных контактов как в русских-северянах много финской крови, так и в зырянах много русской крови. Однако часто внешне зыряне, особенно женщины, в коих больше сохраняется оригинальных черт народа, напоминали мне их родственников квенов – германизировавшихся финнов, которых я видел в Лапландии. Мне кажется, что иногда я вижу в них ярко выраженное сходство с норвежцами. Они очень сильно отличаются от своих соседей, самоедов и остяков, показывают себя превосходящими их как физически, так и нравственно…

По своему образу жизни зыряне напоминают русских: в основном, они зажиточные, их дома ничуть не хуже. Зырянские женщины в Берёзове носят одежды, отличающиеся от русских нарядов наличием вставок красной или зелёной ткани на плечах, а также круглым красным головным убором, сходным по форме с головным убором казаков. Мужчины-зыряне пользуются такой же одеждой, как русские. Зимой и мужчины, и женщины носят головной убор из шкуры молодого оленя мехом наружу или внутрь с пришитыми к нему двумя полосами из такого же меха, которые завязываются вокруг шеи. Мужчины носят верхнюю одежду из шкур взрослого оленя, которые отличаются от одежды остяков и самоедов только тем, что более качественно сшиты. Этот вид меховых туземных одежд из шкуры оленя, впрочем, очень практичен и настолько приспособлен к защите от холода, что даже русские в этих краях переняли его в качестве зимнего одеяния.

Продолжение следует...

 

 
Яков Яковлев

Историк, член Союза писателей России

 Все части «Дневника итальянца в Сибири» Вы можете прочесть в рубрике «Дневник итальянца».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах