Кризис затянулся
Граждане не получают в полном объеме качественные услуги и ресурсы. Управляющие организации действующим законодательством поставлены в экономически невыгодное положение, которое судьи квалифицируют как коммерческие риски. Органы госвласти в регулировании отрасли предпочитают контрольные и карательные меры, им вторят администрации муниципальных образований.
Коммунальщики «назначаются виноватыми», между тем реальная помощь работникам этой сферы не оказывается. Более того, при большом дефиците кадров среднего и высшего звена в ЖКХ не осталось ни одного (!) вуза этого профиля во всей России. Коммунальная система становится всё сложнее - а тех, кто хоть что-то в ней понимает, скоро совсем не останется…
Практики рекомендуют
Обо всех этих проблемах говорилось на общем собрании членов саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство управляющих организаций Югры», прошедшем в Ханты-Мансийске 24 апреля. Будучи практиками, участники встречи не только возмущались и сетовали, но и сформулировали ряд конкретных рекомендаций в адрес федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления.
«Управляющие организации – финансовые заложники существующей системы, - считает исполнительный директор организации Александр ТАРАСЕНКО. - «Коммуналка» – регулируемый вид услуг, а плата за содержание жилья определяется договором между собственниками жилья и управляющими компаниями. Но, исполняя поручение президента России о сдерживании тарифов ЖКХ, власти на местах «замораживают» и то, и другое: шесть процентов роста в год, и не более!
А цены на ресурсы растут иногда гораздо быстрее и делают дороже не только сами воду, газ, электричество, но и буквально всё остальное – хлеб, бензин, гвозди, все виды работ. Плюс увеличился список работ, которые обязана выполнять УК, но которые раньше ею не выполнялись в силу ряда причин, в том числе отсутствия финансов. На это тоже нужны деньги, а удержаться следует всё в тех же шести процентах. К подорожанию колбасы власть и народ относятся более-менее с пониманием - а ЖКХ, дескать, социально важная сфера.
Хотя это вроде бы такой же бизнес, как и мясная промышленность. В резолюции принятой на общем собрании управляющих компаний Югры мы записали необходимый минимум – взаимоувязать рост тарифов с уровнем инфляции, ведь наши «шесть процентов» даже до официальной инфляции не дотягивают, не говоря уже о фактической. А фактическая, как известно, намного выше».
Впрочем, эта проблема частично устранится, если будет выполнена другая рекомендация югорских коммунальщиков – исключить управляющую организацию из обязательных посредников между ресурсоснабжающей организацией и собственников жилья. Сегодня УК – «бесплатный агент», она не имеет права брать деньги за это посредничество. В то же время обязана стопроцентно оплачивать поданные в дом воду, газ, тепло, даже если часть жильцов не платит за коммуналку своевременно (что, как мы знаем, случается сплошь и рядом).
УК влезает в долговую яму, затем – суды и банкротство, а весь дом отключают от воды или газа. Россияне активно осваивают такую форму, как непосредственное управление собственностью, когда потребители оплачивают услуги их непосредственным исполнителям: водоканалу – за воду, управляющей компании – за ремонт и чистый двор. Тем более что в информационно-расчетном центре все платежи легко провести «в одном окне».
На что нужны деньги
Без госпомощи, по мнению авторов резолюции, не обойтись. Но она должна идти не на «латание дыр», а на системные, перспективные меры. Например, на профессиональную подготовку кадров (в самом деле, не включать же расходы по обучению мастеров и начальников участков в плату собственников жилья!). На софинансирование установки приборов учета – кстати, югорские коммунальщики предлагают разместить госзаказы на разработку приборов учета со сроками поверки не менее 10 лет и погрешностью не более 0,1 процента. Развитие науки и техники такое уже позволяет. Дело нужное и важное – с этим согласится любой потребитель, кто хоть раз сталкивался с заменой счетчика.
«На деле приборы учета нужны не потребителю, а продавцу, - размышляет Александр Тарасенко. - В магазине весы стоят для того, чтобы понять, сколько взять с покупателя. В котле отопления стоит манометр – его тоже должны оплачивать жильцы? Счетчики ставятся для полноты оценки ресурса, который подан потребителю. Понятно, что по нормальной схеме приборы учета должны принадлежать продавцам, а не потребителям, как делается, например, в стране образцового энергосбережения - Дании. Но там собственники домов являются одновременно собственниками ресурсоснабжающих компаний.
В датском варианте прибор учета – собственность компании, в которой жилец имеет свою долю. Поэтому собственники экономят и относятся к вопросу оплаты ответственно. В то же время своевременная замена счетчика – это не головная боль отдельной копенгагенской бабушки, а работа нанятых ею людей. Кроме того, и в муниципальных бюджетах есть фонды, которые помогают содержать общее имущество собственников.
И все довольны! Думаю, такой подход - правильный. А у нас ресурсные объекты – котельные, скважины, инженерные сети – собственность муниципалитета; ресурсные предприятия – сами по себе, по договору ведут хозяйственное управление муниципальной собственностью; следующее звено цепочки – управляющая компания, действующая в узких законодательных рамках; в конце цепи – жильцы, собственники. Длинно и неэффективно».
Учиться ответственности
Поскольку собственник жилья - по определению главный ответственный за судьбу и состояние последнего, то представители управляющих компаний сошлись во мнении: людей надо приучать к ответственности за имущество и свои действия. На первых порах, пока менталитет в сфере ЖКХ не достигнет европейского уровня, - силовыми мерами. Так, предложено ввести ответственность за игнорирование собраний жильцов, неучастие в приятии общих решений. Из уст участников собрания звучало даже слово «уголовная» - но, кроме шуток, вовремя не отремонтированный козырек крыльца может рухнуть и убить человека. Кто в этом виноват, как не жильцы, поленившиеся принять решение о ремонте, пожалевшие на это денег?
Цифры: | |
---|---|
|
Тому же приучению к ответственности, а заодно и решению проблемы неплатежей посвящено предложение общего собрания СРО «НП УК Югры» взять пример с Польши. Там принят закон о временном переселении злостных неплательщиков «коммуналки» в жилые помещения со сниженным нормативом жилой площади – 6 «квадратов» на человека – и с минимумом коммунальных услуг. Тем временем жилье собственника сдается внаём, и арендная плата идет на ликвидацию задолженности. Социально незащищенные категории, конечно, требуют особого подхода и помощи, но есть немало людей, которые в состоянии платить – но не хотят. Оказать нужное воздействие на таких как раз и призвана эта суровая, но логичная мера.
Было бы прочитано…
Это лишь некоторые из рекомендаций, выработанных на недавнем собрании в Ханты-Мансийске. Они направлены в Правительство Югры, в Госдуму и Правительство России, администрациям муниципальных образований автономного округа. «О том, чтобы было принято все, что мы сформулировали, мечтать не приходится, - говорит Александр Тарасенко. – Но если хоть какие-то наши советы претворят в жизнь – это уже будет большой шаг вперед. Какие именно, предположить не могу, скажу одно: все они одинаково нужны современному российскому ЖКХ!».
Впрочем, нет гарантии, что на документ вообще обратят внимание. Вот что думает участник собрания, председатель объединения организаций профсоюзов Югры Федор СИВАШ: «Рекомендации – так сказать, на деревню бабушке. Не указано, кто конкретно будет отвечать, кому, когда, как и на какие вопросы. Должно быть адресовано не правительству РФ, а председателю правительства, не госдуме, а председателю госдумы или председателю комитета по ЖКХ, не правительству Югры, а, например, учитывая важность, губернатору… Кроме того, рекомендации в госдуму – дело гиблое, потому что ни одному законопроекту не дается движение, пока его правительство не одобрит.
Предложения могут просто затеряться, а ведь они хорошие и конкретные, действительно выстраданы авторами. Ситуация в ЖКХ сегодня очень серьезна, когда все участники отношений недовольны друг другом. На собрании я видел, что некоторые директора управляющих компаний уже готовы всё бросить от безысходности. Взять тот же новый перечень услуг, которые должны оказывать управляющие компании - только для отчётов по нему надо посадить отдельного человека, чтобы отвечать «да» или «нет» в этих бумагах.Требования и затраты растут, а источников их финансирования нет.
В той системе, которая создана и находится в состоянии постоянного реформирования, нормально работать невозможно – это общее мнение участников собрания. Настораживает и количество организаций, представители которых присутствовали на собрании, – половина от действующих членов. Видимо, многие уже не верят в возможность что-то изменить и в действенность обсуждений.
А профсоюзы обеспокоены уровнем заработной платы работников жилищно-коммунального комплекса, резервы для индексации и роста которой (и без того самой низкой в Югре), давно исчерпаны. И мы не видим движения к тому, чтобы предприятия стали эффективно работать и свели бы свои затраты к минимуму».
Смотрите также:
- Долгий долг. Почему жители Югры не платят за «коммуналку»? →
- Зачем югорским управляющим компаниям нужны лицензии →
- Перейдёт ли ЖКХ в Югре на рыночные рельсы? →