Примерное время чтения: 6 минут
142

Перейдёт ли ЖКХ в Югре на рыночные рельсы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Югра 24/07/2013
Фото: АИФ

Временное – навсегда

– Александр Викторович, говоря о проблемах коммунального хозяйства, власти часто указывают на управляющие компании как на ответчиков. Верно ли это?

– Проблемы ЖКХ невозможно решить на уровне одной компании. Это целый клубок, который начинается с несовершенства законодательства. По разным сведениям, у нас принято от 1200 до 1500 законов и нормативных актов в сфере ЖКХ, но новая «бумага» зачастую не лучше предыдущей. Взять хотя бы принятое 354-е постановление Правительства РФ, касающееся общедомовых нужд. Его пришлось корректировать новым 344 постановлением, но и в нём не всё учтено. Документы зачастую принимаются поспешно без обсуждения в регионах, без учёта их специфики.

– Какова эта специфика для Югры?

– Большая часть югорских городов изначально строилась как временная, для вахтовиков. Но ситуация изменилась, люди многие годы живут в этих домах и городах. Именно поэтому у нас сейчас много домов, требующих капремонта, много проблем с водой и прочих. Поддержание такого жилья в надлежащем состоянии отвлекает огромные ресурсы. Поэтому сфера ЖКХ в Югре развивается недостаточными темпами – на все не хватает финансов.

– Что делать с ветхим жильём? Вспомним хотя бы недавний скандал с нижневартовскими лифтами.

– У вартовчан проблема действительно требует скорейшего решения, но и в более молодых городах – таких как Когалым, Лангепас – подобный исход не за горами. Лифт стоит в среднем 1,5 млн. рублей. Чтобы безболезненно собрать такую сумму с жильцов подъезда, уйдёт много времени. Некоторые регионы просто взяли деньги из бюджета и ликвидировали эту проблему. Но взваливать всю нагрузку на югорскую казну, на мой взгляд, неправильно. Решать проблему должны совместно округ, муниципалитет и, конечно, жильцы, ведь это их собственность.

– Но коммунальщики жалуются, что и новые дома – нередко с проблемами.

– Мы не раз заявляли, что в состав приёмных комиссий нужно включать представителей ЖКХ, которые потом будут обслуживать объект. Без такого контроля невозможно нормально эксплуатировать новый дом. Застройщики экономят на всем: качестве стройматералов, электропроводке, вентиляции, утеплителе, что затем влечёт большие затраты на содержание домов. Коммунальщики вынуждены уже после сдачи дома в эксплуатацию выявлять дефекты и обращаться в надзорные органы. Причём делать это им нужно до истечения гарантийного срока объекта, иначе решение проблем ляжет на плечи собственников.

Много контролёров

– Недавно в округе создан региональный общественный совет по вопросам ЖКХ. Нужен ли он югорским коммунальщикам?

– Всё будет зависеть от того, чем он станет: нашим парт-нёром или очередным надзорным органом. Последних в Югре и так огромное количество: среди них окружная и муниципальная жилинспекции, Роспотребнадзор, пожарная инспекция, прокуратура. Одну-другую компанию «ликвидируют», а где гарантия, что на их место не придет недобросовестная «однодневка»? Нужны не только «карательные» меры, но и совместный поиск проблемных вопросов и их решений.

– Может быть, проблема отрасли в том, что она оказалась где-то посредине между бизнесом и государством?

Федеральный закон 185-ФЗ дал толчок развитию бизнеса в сфере ЖКХ в постсоветское время. Процесс был запущен, и только тогда у властей возникли вопросы – а справятся ли коммерческие компании с тем, чем всегда занималось государство? Не лучше ли взять их под жёсткий контроль? Ужесточили. В итоге сегодня есть примеры, когда частная компания более ответственно подходит к исполнению своих обязанностей, потому что к ней в первую очередь придут с проверкой, а муниципальное ЖК-предприятие работает не напрягаясь, и на-деется, что к нему отнесутся лояльно. Россия вступила в ВТО, а значит, бизнес должны координировать профессиональные сообщества (СРО), а не государство, и это более эффективно.

– А кто поможет решить проблему с двухмиллиардным долгом собственников жилья?

– Пора законодательно ужесточить ответственность неплательщиков. Если ты не заплатил «коммуналку», значит, недостающую сумму взяли с соседа, либо из бюджета за счёт других, не менее важных статей. Кстати, в Польше неплательщиков переселяют вместе в одну квартиру, а их жильё сдают в аренду и погашают долг. Потом человек может вернуться домой. Есть ещё выход. Жилищный кодекс предусматривает непосредственную форму управления многоквартирным домом. Суть в том, что обслуживание жилья осуществляется либо силами самих собственников, либо подрядной организации. За жилищные и коммунальные услуги каждый жилец платит напрямую. Это обеспечивает прозрачность прохождения финансовых средств. Легко выявить неплательщиков и бороться с ними. А жильцам проще контролировать качество услуг. Возможно, пока не все собственники жилья готовы к такой ответственности. Да и властям удобнее, чтобы управляющие компании отвечали за всё – с них проще спросить. Но именно за такой формой управления – будущее.

ДОСЬЕ:

Александр ТАРАСЕНКО родился в г. Красный Лиман Донецкой обл. (УССР). В Югре с 1982 г. Работал в строительстве, бизнесе, муниципальных и окружных органах власти. Директор Югорского ЦНТИ Минэнерго РФ, исполнительный директор СРО «Некоммерческое партнёрство управляющих компаний Югры». Женат, трое детей.

КСТАТИ:

По данным департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры, в отрасли наблюдается острая нехватка кадров. Сегодня в домах устанавливают современное оборудование, с которым не справится простой слесарь. Нужен квалифицированный сотрудник. Но высшее образование в сфере ЖКХ в стране полностью ликвидировано. Даже колледжи выпускают крайне мало профильных специалистов. Управляющие компании вынуждены обучать сотрудников за свой счёт. Для них это невыгодно, а включить расходы на образование сантехников в «платёжки» и вовсе нельзя. Кроме того, зарплаты сотрудников коммунальных служб – самые низкие. Решать этот вопрос необходимо на федеральном уровне.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах