Листая подшивки. О чем писали газеты в годы войны

Формирование груза почтового самолета © / находится в общественном достоянии

В полдень 22 июня 1941 года советский народ услышал первое сообщение о нападении Германии и ее союзников на СССР. Об этом в своем выступлении по радио рассказал Молотов. Текст тут же продублировали в газетах. Выпуск окружного издания «Сталинская трибуна» со словами Молотова напечатали уже на следующий день – 23 июня.

   
   
Выпуск газеты «Сталинская трибуна» с текстом выступления по радио 22 июня 1941 года заместителя председателя Совнаркома СССР и народного комиссара иностранных дел товарища Вячеслава Михайловича Молотова Фото: Государственный архив Югры

23 июня 1941 года окружная газета «Сталинская трибуна»:

«Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством... Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу».

За туманами – война

Тематика газетных статей тоже меняется, как, впрочем, и сама жизнь. На первом месте фронтовые хроники. Статья «В районе Сталинграда за день сбито 9 немецких самолетов».

От Советского Информбюро

25 сентября 1941 года окружная газета «Сталинская трибуна», статья «От советского информбюро. Вечернее сообщение 23 сентября»:

«Уничтожено 53 самолета противника. На них 28 сбито в воздушных боях и 25 уничтожено на аэродромах. Наши потери 16 самолетов. Захваченные в плен немецкие офицеры и солдаты говорят о большом уроне, который наносит советская артиллерия фашистской армии. Пленный полковник Феликс Качинский, начальник артиллерии немецкой дивизии, на допросе заявил:«Ваши артиллеристы действуют артистически. Они быстро и скрытно меняют огневые позиции, и их батареи неуловимы». Фельдфебель Антон Эрб пилот бомбардировщика «Юнкере-88» в своих показаниях отмечает: «Особенно сильна русская артиллерия, в частности зенитная, действия которой я испытал, на собственной спине. Ефрейтор Роберт Пранг рассказывает: «Артиллерия русских не давала нам покоя. Почти две недели мы заходились под огнем, который очень редко утихал. Снаряды настигали нас всюду днем и ночью. Мы понесли огромные потери. У тех, кто уцелел, нервы окончательно расшатались».

   
   

О посылках на фронт

На описание трудовых подвигов, щедрости и самоотверженности югорчан выделяли немало газетных полос.

25 сентября 1941 года окружная газета «Сталинская трибуна», статья «Теплые вещи в подарок бойцам»: 

«На днях служащие кооперации послали посылку бойцам действующей Красной Армии. В посылку они вложили несколько пачек папирос, махорки, носовые платки и ряд других предметов. В центральном магазине сельпо продавец тов. Игнатова (пенсионерка, поступившая на работу в дни отечественной войны) разговорилась с одним из покупателей, что они, работники сельпо, готовят вторую посылку на фронт. Разговор этот услыхал 60-летний Фирс Ананьич Ананьев.  Он попросил, чтоб и от него были вложены в посылку подарки бойцам. Просьба была удовлетворена».

Ударный труд тыловиков

Корреспондент Иван Гаврилов написал репортаж о рыболовецкой бригаде из Юрт Большереченских Шуркалинского района. Его герои – девушки Ульяна Ленгина и Шура Ангашупова.

7 января 1943 года окружная газета «Сталинская трибуна», статья «Трудиться так, чтобы крепли удары по врагу»:  

«Гостеприимная старушка, которой уже, как она сама объясняет, идет восьмой десяток лет, сообщила, что вряд ли удастся нам встретить дома ее дочь Ульяну Ленгину, что Ульяна днем и ночью на рыбалке. И в этот день т.  Ленгина с утра была в рыболовецкой бригаде Кузьмы Курикова. Там мы ее и нашли.

Рыбачить – мое кровное дело, с охотой рассказывает нам о себе т. Ленгина, 23-летняя девушка. Летом вот я на речке, а зимою в лесу, занимаюсь охотой. Наши отцы, братья разобьют наглых фашистских зверей, мы же здесь будем работать, и за них, и за себя».

О бунтах домохозяек

Заметки ТАСС о жизни в оккупированных странах. В одном из выпусков описывали антифашистский саботаж в Италии, Бельгии, Венгрии.

25 сентября 1941 года, «Сталинская трибуна», статья «В оккупированных странах»:

«Многочисленные сообщения из Италии подтверждают рост саботажа. На прошлой неделе в Милане были подожжены и сгорели 3 здания целлюлозной  фабрики. Акты саботажа также имели место на военном заводе Армстронга около Неаполя и ряде электростанций, сталелитейных предприятиях, судоверфях, железнодорожных линиях и туннелях, проходящих в Альпах. Население несколько суток не может получить 100 граммов свиного сала – недельную норму. Из-за этого в рабочих районах Будапешта происходят настоящие бунты домашних хозяек. Значительная часть запасов пшеницы, картофеля, фуража и мяса еще в июле, августе вывезена в Германию. Теперь немцы требуют новых поставок и посылают в деревни карательные отряды.   Венгерское крестьянство, не имея излишков, упорно сопротивляется и прячет оставшийся хлеб».

 По материалам государственного архива Югры

Смотрите также: