Тогда жители округа и узнали, что на севере Югры в 1930-е годы произошло восстание коренных жителей против советской власти.
Знаменитого рода
В начале 1970-х годов мне довелось встретиться с некоторыми повстанцами, возвратившимися из заключения, поговорить с ними. Но рассказы были скудными, потому что не все хорошо знали русский язык, да и боялись говорить. Я стала искать свидетелей, участников, родственников тех казымских событий и, прежде всего, - ханты Захара Посохова - чекиста, члена примирительной бригады, которую мятежники уничтожили. Почему, он ведь свой, тоже ханты? Постепенно вырисовывался образ Захара Никифоровича - образованного человека, идеалиста, мечтающего о счастье не только хантыйского народа, но и всего человечества.
Родился Захар в Мулигортских юртах Октябрьского района. Его семья была родовитой, по преданию мужчины служили в дружине «большого» князя Алыча (Алычева). Посоховы были покрещены первыми миссионерами и в то же время оставались язычниками, имели своих шаманов. Посоховы следили за порядком в лесу - чтобы лес зря не вырубали, ягоды брали в положенное время. Неудивительно, что хоронили Посоховых с особым почетом в центре Мулигорта.
В знаменитом роду Захар и родился в 1900 году. Учился он жадно, за одну зиму одолел программу трех классов. Ему хотелось знать, почему существует неравенство в обществе и можно ли это изменить. Через несколько лет закончил Свердловскую школу ОГПУ и был назначен оперуполномоченным по Берёзовскому району. Назначение совпало с началом беспорядков в Приказымье. Ханты и ненцы не хотели принимать советскую власть, которая не понимала их жизненных устоев, заставляла лечиться в больнице, учить детей в школе. Особенно она была не по душе старшему поколению, самые инициативные представители которого и возглавили восстание.
«Мы же с миром пришли»
В 1933 году Посохов арестовал четырех известных шаманов. Обстановка в Приказымье накалялась. Проводившиеся переговоры не давали результата: аборигены требовали освобождения арестованных, на что власть не соглашалась. Очередную примирительную бригаду из пяти представителей власти возглавил председатель райисполкома Астраханцев. Все члены бригады были безоружны, чтобы не вызвать недовольства аборигенов. Повстанцы встретили бригаду спокойно, даже приветливо. Угостили оленьей строганиной, напоили чаем.
В чуме гостей рассадили так, чтобы каждый оказался между двух хозяев. По сигналу они бросились на приехавших и стали душить их веревками. Посохов ещё успел сказать по-хантыйски: «Мы же с миром приехали», но его уже никто не слышал. Задушенных коммунистов оскальпировали, а затем, привязав к оленям, пустили по тундре. Как мне объяснили знающие люди, снятие скальпа с врага было не актом садизма, а религиозным ритуалом - чтобы душа врага, находящаяся в волосах, не возродилась.
Известие о расправе с членами бригады Астраханцева до властей дошли довольно поздно. Тела отыскали через несколько месяцев, с трудом узнавая каждого человека. Погибших везли в Березово из Казыма через Полноват на оленьих упряжках. Нина Матвеевна Аксарина рассказывала, что на въезде в деревню была устроена арка, увитая зелеными ветками, алыми лентами, через неё и прошел траурный кортеж. Потом был митинг. Погибших похоронили на берегу Вогулки, недалеко от памятника светлейшему князю Меньшикову. На граните строки: «Жизнь за счастливое будущее грядущих поколений. Память о вас будет вечно жить в сердцах трудящихся Березовского района». Она живет и в названиях улиц районного центра. В районном центре Октябрьского района пионерские дружины боролись за присвоение им имени чекиста Захара Посохова.
Жительница Батлыма Анна Дмитриевна Ерныхова поет на хантыйском языке песню «О богатыре, который хотел всем людям счастья». Песня о первом чекисте, коммунисте, желающем дать коренным жителям счастье, - тоже часть нашей истории Югры.
Смотрите также:
- Живущие в тайге. Почему зыряне не являются коренными народами Севера →
- Позови ты меня в Берёзово... →
- По следам Казымской смуты →