Ничья территория. В Ханты-Мансийске появился общественный сад

Любовь Панкова / АиФ

На днях в югорской столице появился тихий островок свободы — общественный сад 61°69°. Корреспондент «АиФ-Югра» выяснил, как пустырь между домами превратился в интерактивное общественное пространство.

   
   

Ярославский архитектор Сергей Кремнев и представитель архитектурного бюро «ORCHESTRA» Юлия Ганкевич в своей работе стремились показать —­ «удобные общественные пространства могут появляться не по велению человека из администрации, а благодаря сообществу людей».

Любовь Панкова, «АиФ-Югра»: Как быстро нашли место?

Сергей: Мы хотели показать людям, что город может меняться, исходя из потребностей. До конца определить место мы смогли только весной. Долго искали вариант, который сможет вобрать в себя новые инициативы. И когда я увидел место, оно показалось несколько сложным для работы – здесь куча коммуникаций и остров, вокруг которого десять заборов. Это была абсолютно «ничья территория». Возник образ пространства, которое связывает жителей разных домов. Интересно, что мы уже нашли несколько существующих проходов. И в этом парке, все дорожки, ведут к потенциальным калиткам.

– Вы вдохновлялись другими проектами, например, парком Зарядье?

Сергей: У нас была определенная задача. Очень хотелось создать место, которое может быть недорогим и сделанным из местных природных материалов. Хотелось использовать меньше импортного. Знаете, в Москве многие деревья привозят из Берлина уже готовые. Оп, и дерево сразу появилось. Здесь же была идея, чтобы вместе с растениями люди могли за ними следить. Чтобы инициативы людей, как и деревья прирастали. Мы общались с местными ребятами, и они говорят, что в городе не хватает таких островков свободы. Мест, где можно самим что-то предпринять. Понятно, что очень сложный климат, много комаров. Но в ходе исследования, понимаешь, что есть растения, которые этих комаров отпугивают.

   
   
Фото: АиФ/ Любовь Панкова

Юлия: Наверху есть сад. Мы уже высадили пять грядочек, а для людей мы создали специальную навигацию. Там есть все рекомендации по посадке.

– Пришлось ли вам менять существующий ландшафт?

Сергей: У нас есть амфитеатр. Вокруг него разрослись деревья. У застройщиков было желание подрезать их под корень и убрать. Но мы уговорили их оставить все как есть. И теперь они превратились в кулисы, то есть через них можно пройти к сцене.

Юлия: Мы по максимуму старались использовать существующий ландшафт. На самом деле так у нас и появился амфитеатр.

Сергей: В этом саду мы также старались посадить местные растения. Например, можжевельник.

Юлия: Климат здесь суровый, особенно зимой. И мы искали растения, которые сохранили бы свою цветовую гамму, оставляя сад живым.

Фото: АиФ/ Любовь Панкова

Сергей: Есть растение, которое нас сильно вдохновило – Дёрен Белый. Когда его листья опадают, то остаются красные ветки. Когда выпадет снег он сохранит в саду интересное колористическое решение.

– Не боитесь за судьбу сада?

Сергей: Все равно любой сад требует внимания и обслуживания. И хочется, чтобы жители, которые сюда приходили, чувствовали, что здесь не просто парк. Хочется, чтобы амфитеатр пополнялся какими-то инициативами, а не стал местом для курения. Надеемся, что у парка появятся «уши, глаза, рты, руки и ноги».

Юлия: Перед нами в первую очередь стояла задача активировать спящий потенциал города и показать, какой есть вариант работы с общественным пространством. Сад был придуман не просто так. Когда мы приехали сюда и взяли интервью у местных жителей, поняли, что запросы у людей совсем другие. Как результат, некоторые ребята уже сами начали рассматривать некоторые площадки в городе. Они приходят и говорят: «Я нашел место и его можно изменить».

Справка:
Название «Сад 61°69°» — это символ пересечения целочисленных параллели и меридианы. В России всего два подобных населенных пункта — Иваново и Ханты-Мансийск. В столице Югры пересекаются 61 градус северной широты и 69 градусов восточной долготы.

Смотрите также: