Почему «Исламское государство» на самом деле не исламское

Абдукодрихон Почоев, имам Пойковской мечети. © / Из личного архива

«Исламское государство» - пожалуй, одна из главных угроз современному мировому порядку. И несмотря на то, что Ближний восток от нас далеко, сторонники запрещённой в России террористической организации ИГИЛ дают о себе знать и в Югре. Полтора года назад в Пыть-Яхе был предотвращён теракт. Кроме того, известно, что несколько жителей округа отправились воевать в Сирию. Почему ИГИЛ тревожит умы многих и чем оно опасно для России, размышляет духовный лидер, имам Пойковской мечети Абдукодирхон Почоев.

   
   

Что есть джихад?

- Насколько происходящее в Сирии имеет отношение к истинной религии?

- Там религия смешалась с политикой, криминалом - очень сложная ситуация. В исламе нет ни прямого, ни косвенного призыва разжигать войны и убивать невинных. Жизнь - божественный дар, и уничтожать ее - посягать на божественный промысел. Это большой грех. Верующий должен быть терпеливым. Ведь мусульманин в переводе означает покорный. Часто звучит выражение «исламский терроризм» - как это вообще оказалось возможным? Ислам означает добро, мир! Как противоположные, несоединимые понятия оказались рядом? Если мусульманин исповедует ислам, он не может быть террористом. Любой экстремизм, будь то захват заложников, угон самолётов, взрывы бомб в общественных местах, категорически осуждается в исламе.

Досье
Абдукодирхон Почоев. Имам мечети в Пойковском Нефтеюганского района. Один из признанных духовных лидеров мусульман Югры. Глава религиозной организации «Махалля». Махалля у мусульман - это объединение людей, соединенных незримыми узами общности территории, на которой они проживают.

- Но ведь многие искренне считают, что это джихад…

- Неоправданное убийство, терроризм не могут считаться джихадом. У джихада существуют пределы того, что дозволено, а что нет. Не нарушать пределов означает не убивать женщин и детей. Старики, больные люди, священники и молящиеся в местах поклонения, а также те, кто работает на земле, не должны быть атакованы ни при каких обстоятельствах. Соблюдать пределы означает не убивать животных, не сжигать посевы и растительность в целом, не отравлять воды и не разрушать дома, монастыри, церкви и синагоги. Джихад недопустим для мести, убийства, грабежа, порабощения народов, независимо от их веры, насильственного обращения в ислам. Для джихада слишком мало поводов - он вершится во имя справедливости, ради защиты семьи, имущества, Родины.

Кроме того, война - это малый джихад. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что самый лучший джихад для кого бы то ни было - это борьба с самим собой во имя Аллаха Великого и Всемогущего. Это борьба с мирскими соблазнами, влекущими к грехопадению. Если мусульманин этого не соблюдает, значит, он не знает Коран - какой он правоверный? Какое возрождение ислама он может обещать?

   
   
Имам Почоев читает проповедь. Фото: Из личного архива

Нельзя марать ислам войнами

- Получается, что «Исламское государство» совершенно не исламское. Да и не государство…

- Нет, это секта, боевая организация с большими возможностями, но не государство. И что там от ислама, если люди выходят против законной власти, убивают свой народ, братьев-единоверцев? Когда враждующие верующие спросили у Пророка Мухаммада, кто из них попадет в рай, Пророк сказал: «Оба окажетесь в аду». Потому что у обоих было намерение убить.

- Тогда провозглашение халифата - оправданная цель или буйство фантазии боевиков?

- Трудно сказать. Мусульмане свободно живут, молятся, соблюдают свои традиции, отправляют обряды - чего еще не хватает? Какой халифат? Ну, были бы проблемы действительно: гонения на мусульман, закрыли бы всюду мечети, унижали мусульман - может, тогда бы это имело оправдание. Но на сегодняшний день люди свободно живут, зачем эту свободу разменивать, делать хуже себе и другим? Даже самый правильный халифат, дорогу которому мостят отрезанными головами, камнями от разрушенных библиотек, стертых в пыль древних культурных ценностей, являющихся достоянием всего человечества, - невозможно представить.

- Для ислама, многовековой религии мирового масштаба, происходящее - войны, теракты, связанные с его именем, - серьёзная репутационная потеря?

- Да. И большое унижение. Ислам означает «добро», и нельзя искажать смысл, марать его войнами, терактами. Ни нас, ни наших предков во имя Аллаха не принуждали через силу: молись, держи пост, убивай этого, убивай другого. Войны разжигают не религии, а неверно или с какой-то выгодой толкующие их люди. От верующих граждан своего государства в первую очередь требуется осмысленное отношение к действительности, дальновидность во имя будущих поколений. Война уменьшает шансы этим поколениям родиться. Развязанные в последнее время войны - результат внешней интервенции влиятельных сил, преследующих исключительно финансовую выгоду. Кто сражается под знамёнами ислама? Богословы? Нет. За исключением самих лидеров, это бедняки, студенты, безработные, инфантильные люди.

Прихожане Пойковской мечети. Фото: Из личного архива

Помоги ближнему

- Наверное, многие верят, что смогут оказать помощь братьям, установить царство веры…

- Не нужно вмешиваться в чужой конфликт, как не хотелось бы вам, чтоб кто-то вмешивался в ваш семейный конфликт. Мне кажется, другая помощь нужна: продуктами, лекарствами, ведь страдает простой народ. Но идти воевать - грех. Мы стараемся объяснять это людям. Посвящаем этой проблеме проповеди, встречаемся в школах, ходим по домам, бываем в больницах.

Вопросов задают очень много, и хорошо, что спрашивают. Было время, когда в округе значительное число молодых людей горячо симпатизировало боевикам на Ближнем Востоке, переживали за единоверцев, хотели помочь, и до сих пор таких достаточно. Рассуждаем вместе: вещи надо называть своими именами. Там война - хорошо ли известны её причины? Личное участие принесет мир? Всегда говорим человеку: «Оглянись, неужели рядом некому помочь? Семье, родне, соседям, городу? Сделай благополучным мир вокруг тебя - вот и будет проверка веры». Задумываются. Но говорить, что симпатии боевикам удалось победить, рано, с молодежью нужно работать и работать.

- Россиян, участвовавших в военных действиях на стороне террористов, по возвращению ждет уголовное наказание. Но нужно ли наказывать тех, кто только намеревался поехать туда? Или тех, кто по приезду разочаровался и вернулся?

- Да, и это правильно. Ну и что, что они разочаровались, раскаялись? Они ведь ехали туда, нелегально переходили границы не чтобы клубнику собирать, у них было конкретное намерение участвовать в боевых действиях. То есть, они понимали, что придётся убивать. Оставлять их на свободе, подобно заряженному кумулятивному снаряду? Рисковать нельзя, наши народы и так довольно страдали от локальных конфликтов, от терактов. У экстремистов небольшой выбор - либо погибнуть на чужой войне с неясными целями, либо понести уголовное наказание. Так что размышления на тему «участвовать - не участвовать» и принятие решения для мусульман сегодня - серьёзная проверка на истинную веру.

Смотрите также: