«Попали на карандаш». Следователь о громких делах 2017 года в Югре

Заместитель руководителя следственного управления СК России по Югре Александр Молибоженко. © / Следственный комитет РФ по Югре

15 января Следственному комитету России исполнилось 7 лет. С момента создания управление нового ведомства в Югре раскрыло 436 преступлений прошлых лет, которые длительное время были приостановлены. О громких делах последнего года нам рассказал заместитель руководителя следственного управления СК России по Югре Александр Молибоженко.

   
   

Директор - «на карандаше»

Корреспондент АиФ-Югра Наталья Корба: Александр Александрович, в 2017 году СУ СКР по Югре направил в суд более 1100 уголовных дел. В бюджет вернули 942 млн рублей. Но среди обвиняемых не только за этот год, а вообще за семилетнюю историю СК, почти нет людей с «громкими» именами. Складывается впечатление, что в регионе есть каста неприкасаемых, хотя на уровне страны таких дел уже немало.

Заместитель руководителя следственного управления СК России по Югре Александр Молибоженко: Я бы так не сказал. Для нас нет различий, какое лицо привлекается к ответственности, будь то гражданин, либо лицо особого правового статуса. Следователи привлекали к ответственности глав муниципальных образований, их заместителей. Процессуальных проверок в отношении руководителей на уровне субъекта мы не проводили - оснований для этого не было. Если бы они «попали на карандаш», мы бы действовали, невзирая на их статус.

- Сейчас у вас как раз «на карандаше» департамент экономического развития Югры, сотрудники которого брали взятки.

- Следствие продолжается. Сотрудники департамента за взятки оказывали юридическим лицам содействие в получении (в обход законодательства) лицензий на осуществление деятельности с ломом черных и цветных металлов. Крупных организаций не было, это мелкий и средний бизнес. Общая сумма взяток, которые уже зарегистрированы, - свыше 10 миллионов рублей за период 2011-2016 гг. Уже выявлено 37 эпизодов. К уголовной ответственности привлечено 10 сотрудников, но следствие еще не закончено. Среди обвиняемых - консультанты отдела лицензионного контроля управления лицензирования департамента, заместитель начальника этого отдела, а также помощник руководителя департамента.

- Трудно поверить, что руководитель ведомства был не в курсе. В отношении директора департамента будет какое-то решение?

   
   

- Подчиненные данного руководителя совершали на системной основе преступления, мы обязаны дать юридическую оценку действиям директора департамента.

- В округе очень много долгостроев, в том числе, социальных объектов, что для нашего богатого региона - явление постыдное. Каждый из них пробивает дыру в местных и региональном бюджетах. И ведь тоже никто ещё не наказан…

- Мошенничеством в сфере строительства занимаются органы МВД, но особо резонансные преступления расследует следственное управление по округу. К примеру, на днях нашими следователями завершено расследование уголовного дела по факту мошеннических действий и хищения денежных средств участников долевого строительства в Лангепасе на сумму свыше 11 миллионов рублей. Директор строительной фирмы - уже на скамье подсудимых.

По следам «синего кита»

- Следственный комитет расследует и преступления в отношении детей. Зачастую кажется, что наказания по таким делам должны быть более жесткими.

- К сожалению, таких преступлений совершается немало. Если говорить о наказаниях - это компетенция суда. Можно, конечно, подискутировать о конкретных делах. Но иногда мы, как обыватели, не обращаем внимания на санкции статьи УК РФ, руководствуясь лишь эмоциями. В последнее время санкции за совершение таких преступлений стали ужесточать. Законодательство совершенствуется в тех направлениях, где дети оказываются наиболее уязвимы. Например, ужесточили наказания для интернет-пользователей, доводящих детей до самоубийства.

- Кстати, о самоубийствах. Год назад от смерти спасли двух подростков в Нягани. Как идет следствие по этому делу?

- Расследование находится на завершающем этапе, вскоре дело будет направлено в суд. Найти преступников на просторах Интернета было сложно, в поисках участвовало несколько ведомств, но нам удалось установить, откуда и от кого исходила информация. К ответственности привлекли двух совершеннолетних молодых людей, оба - жители Нягани. Обвиняемые действовали самостоятельно, но по образцу печально известных интернет-сообществ.

- Какой срок им может грозить?

- В качестве максимального наказания в редакции закона, действовавшего на момент совершения преступления, предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет. В настоящее время новая редакция ст. 110 УК РФ предуматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. Изменения приняты в июле 2017 года, мы же расследуем дело о январских событиях. Можно сказать, что обвиняемым «повезло», поскольку применить норму действующего закона в данном случае невозможно, но если кто-то захочет повторить их эксперимент, должны понимать, что мы найдем, и отделаться малым сроком уже не получится.

Как добиться справедливости

- В последнее время все больше случаев, когда дети становятся жертвами ДТП. Как правило, дела о ДТП расследуют органы внутренних дел. При этом, родители не всегда удовлетворены результатами следствия. Могут ли они обратиться к вам, если сомневаются в объективности действий сотрудников МВД?

- Могут. Однако в любом случае вопрос об изъятии и передаче дела из одного ведомства в другое решает прокурор. В свою очередь граждане не должны терять веру в справедливость и забывать о том, что деятельность правоохранительных органов всегда направлена на защиту их интересов. Ведь наша главная задача - стоять на страже закона. И если кто-то его нарушил, он должен нести за это ответственность.

ДОСЬЕ
Александр Молибоженко с 1997 года работал в органах прокуратуры в городах Югры. С 2011 года - заместитель руководителя следственного управления СК России по Югре, курирует отдел по расследованию особо важных дел. Досрочно присвоено звание полковника юстиции. Награжден медалями, в том числе, «За безупречную службу» I степени. Женат, воспитывает двух детей.

Смотрите также: