На ежегодном конкурсе «Спортивная элита - 11» её воспитанник Ахмед Магомедов стал лучшим в номинации «Золотой резерв Югры». О его достижениях и развитии дзюдо в Нягани мы поговорили с первым тренером Ахмеда Дмитрием Калистратовым.
Особый этикет
- Дмитрий, как Вы разглядели Ахмеда из множества мальчишек?
- Несколько лет назад мы создали на базе средней школы №6 спортивный класс, где учились 20 мальчишек-дзюдоистов 1995 года рождения. Ахмед был среди них. В 7 лет он мало отличался от сверстников, но потом стал опережать всех. В мягкости. Я говорю сейчас не о характере. Дзюдо переводится с японского как «путь мягкости». Из всех восточных единоборств здесь меньше всего задействуется физическая сила. Используется огромный арсенал хорошо отточенной техники бросков, болевых приёмов, удержания и удушения. Делается это мягко и гибко, но стремительно. Чтобы познать дзюдо, требуется осознавать философию и этикет боя. Ахмед понял это раньше других и живёт по законам дзюдо. Я лишь направил его в правильном направлении.
- Ахмед входит в юношескую сборную России. Думаете, он сможет принять участие в Олимпийский играх, скажем, через 4 года в Рио-де-Жанейро?
- Пока говорить рано, но, безусловно, Ахмед талантлив. Ему всего 17 лет, и он уже мастер спорта. И звание это было завоёвано на Олимпийском фестивале юношеских игр в турецком городе Тробзон. Может, всё не просто так… Сейчас всё чаще говорят о том, что нужно создать не только Олимпийские игры для взрослых, но и альтернативные Юношеские Олимпийские игры. Думаю, это прекрасная идея.
В бою легче…
- Ахмед уже получил чёрный пояс и удостоверение, которые полагаются мастеру?
- Ещё нет. История с документами на звания это отдельная тема. Ещё один мой воспитанник год назад в Ижевске выполнил норматив мастера спорта, но документы, очевидно, где-то затерялись в кабинетах между Ханты-Мансийском и Москвой. Мы уже второй раз приехали из Ижевска с медалями, а всё ещё не получили ответа даже на первый запрос о звании. Так и ходим с коричневыми поясами кандидатов. Выходит, что чёрный пояс заслужить в поединке легче, чем оформить бумаги.
- Вы проработали в Нягани 18 лет. Можете оценить, в каком состоянии находится югорское дзюдо?
- Ситуация, безусловно, сложная. Все последние годы на конкурсе «Спортивная элита» мы выигрываем лишь в номинации «золотой резерв» - это для юных талантов, и в номинации «лучший ветеран спорта». Ситуация повторяется из года в год. Получается, что таланты ищем мы, а сливки снимают другие. Все номинации «спортсмен года» ушли в города, где есть университеты и условия для развития полноценного спортсмена. Даже Ахмед сейчас учится в колледже олимпийского резерва в Ханты-Мансийске.
Нам пришлось отпустить его, чтобы он развивался дальше. В нашем городе 2 филиала Тюменского государственного университета и Тюменского нефтегазового. Но в них можно учиться лишь первые два курса, потом студентам надо ехать в Тюмень, а обратно из больших городов молодые возвращаться не хотят. Вторая проблема в том, что мы, как спортивная школа, занимаемся только детьми. Но когда они вырастают – становятся не нужны государству. Мы считаем достижением, что нам удалось выхлопотать деньги для классов физического совершенствования по дзюдо и пауэрлифтингу.
Здесь совершенно бесплатно по вечерам занимаются ребята со званиями кмс и выше, вне зависимости от возраста. Но они не смогут заниматься спортом как профессиональные спортсмены. Потому что спорт требует много времени и денег, которых у ребят не будет, если они не пойдут работать. А работать вне спорта - значит закрыть дорогу в большой спорт. Вот такой круговорот…
Ситуацию комментирует директор Няганской спортивной школы Ольга Ясинская:
- В нашей школе культивируются 11 разных видов спорта, и фактически везде нам нужны тренеры. Но в Нягани таких специалистов нет. Можно было бы «выписать» человека с «земли», но я не могу себе позволить профессионала. Я предлагаю тренеру стартовую зарплату в 20 тыс. рублей, а квартиру в городе можно снять за 25. Специалисты спортивных школ по всему округу не входят в приоритетную очередь на муниципальное жильё, но ведь это тоже педагоги! Было бы хорошим выходом из ситуации принять в штат молодых тренеров, которые сами могли бы выступать успешно, и детей готовить к соревнованиям, но… Нам необходимо муниципальное жильё или специальные программы для молодых специалистов. Например, работает тренер 5-10 лет, показывает отличные результаты, почему ему льготно не предоставить квартиру? Или частично не оплачивать ему жильё? Ведь его труд нужен городу. В спортивной школе с каждым годом занимается всё больше детей. Наши тренеры уже сейчас работают по две смены, и что делать в ближайшие годы, мы не знаем.
Смотрите также:
- Алексей Ашапатов: «Два золота в Лондоне, рекорды…свадьба, дочка родилась - високосный год сложился успешно» →
- Пора заняться детским спортом. Можно ли в Югре растить чемпионов не только для биатлона и хоккея? →
- Сибирский олимпиец Ахмед Магомедов. Как в округе готовят чемпионов по дзюдо →