До седьмого пота
- Ахмед, с чего начался твой путь в чемпионы?
- Шесть лет назад отец привёл меня в секцию дзюдо в Няганскую спортивную школу к Дмитрию Калистратову. Спустя месяц на городском чемпионате я обыграл двух соперников и стал чемпионом в весе +46 кг. Это была моя первая золотая медаль. Я загорелся. Дальше были поездки по округу, выступление на УрФО, где я был вторым уже в весе +56 кг, дальше +60. Рос быстро. Вымахал под 192 см. Но сейчас рост уменьшился на 1 сантиметр.
- Разве такое возможно в 17 лет?
- Стёрлись межпозвоночные диски от перегрузок, но это обычное явление в большом спорте. Если ничего не болит после тренировки - значит, мало старался. Я всегда выкладываюсь по максимуму. Замерил сегодня свой вес до тренировки - 104 кг., час спустя - на 3 кг. меньше. Так из организма выходит вода.
- Есть в жизни что-то, кроме дзюдо?
- Нет, и по-моему, быть не может, если спортсмен серьёзно готовится к чему-то. Я порой так устаю, что трудно дойти до кровати. Мне не до компьютера и не до телевизора. Даже в воскресенье, когда нет тренировок, я выхожу на улицу, бегаю, в футбол с ребятами играю - двигаюсь.
В ожидании сборов
- В 2009 году тебя позвали на отделение дзюдо в колледже олимпийского резерва, и ты покинул первого тренера. Как сказались перемены?
- Настоящие тренеры не ломают спортсмена, а улучшают технику и тактику. Юрий Плеханов улучшил мои коронные приёмы: переднюю подножку, подхват, бедро. Я пришёл к нему с 1 разрядом, а стал мастером.
- Чему ты научился, живя вдали от дома?
- Дисциплине. Режим дня жёсткий: утренняя 2-часовая тренировка, завтрак, учёба, обед и снова тренировка. Нас было около 15 ребят и два тренера. Они с нами занимались индивидуально. Сейчас я на третьем, последнем курсе. Но оба тренера уволились, и всё отделение дзюдо отправили этим летом по домам.
- То есть, лучших из лучших дзюдоистов оставили на полпути?
- Просто нам сказали ждать вызова на сборы. Уже середина октября - ничего не слышно. Очень хочется закончить учебное заведение и получить диплом тренера-преподавателя. Он пригодится в будущем.
- Когда ты осознал, что способен на что-то действительно великое, вроде победы на Чемпионате мира?
- На первом курсе я проиграл «Россию», и мы возвращались с тренером домой. Он мне сказал: «Если ты не выстрелишь на следующий год, я не знаю…». И я понял, что всё это серьёзно. На следующий год я выиграл у всех, кому когда-то проиграл, и был отобран на Кубок Европы. Успешно съездил на соревнования в Германию, Турцию, Украину.
Летом в августе был в Англии на олимпиаде в качестве зрителя - получил путёвку от округа как лучший спортсмен, наблюдал за схватками наших дзюдоистов. Понял, что хочу быть не в зрительном зале, а на татами. Рядом со своими кумирами - Тагиром Хайбулаевым и Тедди Линером. Скоро я войду в самую тяжёлую весовую категорию в дзюдо + 100 кг. Хочется думать, что я попаду в новом сезоне в юниорскую сборную России, а когда-нибудь войду и в мужскую, взрослую.