"Я крайне редко беру такси, но две недели назад мне пришлось это сделать. Села в машину, считая, что за рулём профессионал, а этот профессионал, сказав: "В три минуты домчу", - поехал на красный свет светофора. Мы врезались в другую машину, я сильно ударилась, слава богу, осталась жива. Увидела в вашей газете статистику ДТП с участием такси по округу и ужаснулась. Скажите, пожалуйста, доколе мы будем бояться, садясь в машину такси?" Анна Иванцова,Сургут
"Нет" - коррупции, "Да" - авариям
В 2005 году, когда Госдума приняла поправки к закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" и необходимость сертификации услуг такси отпала сама собой, глава Ространснадзора Александр Нерадько пообещал добиться возвращения обязательного лицензирования таксомоторных перевозок. Он считал, что подобный "либерализм" не прибавит безопасности на российских дорогах - как в воду глядел. Такси и таксисты вырвались на свободу, а нарушений и аварий меньше не стало. Андрей Звягинцев, таксист с двадцатилетним стажем, решение Госдумы не принимает до сих пор: "Я понимаю, что многие, для того, чтобы получить лицензию, чиновникам взятки давали...Но с коррупцией надо как-то по-другому бороться, есть органы соответствующие. А получилось что? Взяточников меньше не стало, а пассажир доверие к такси потерял". Андрея поддерживает Сергей Дегтярёв: "Мы раньше ежедневно медика проходили, ставили печать в путёвке. Чтобы таксист сел за руль пьяным - такого не бывало. И не курили в салоне никогда, и техосмотр обязательно проходили - это дисциплинировало. А сейчас едет ржавая тачка, а на лобовом стекле - талон техосмотра. Понятно, что купил. И это называется борьбой с коррупцией?" Если обратиться к общероссийской статистике, за два года своего существования, практика лицензирования транспортных перевозок предотвратила, около 1,5 тысяч ДТП и сохранила жизнь более чем 500 гражданам. Начальник управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнении административного законодательства УВД по ХМАО - Югре, подполковник милиции Андрей Костаница тоже ратует за возвращение лицензирования таксомоторных перевозок: "Лицензия - это всё-таки строгий контроль. Там были прописаны правила, которые водители обязаны были соблюдать. И если раньше самым действенным средством против нерадивых таксистов было лишение их лицензии, то сейчас они приобрели своеобразную неприкосновенность. Нет правил - нечего и нарушать. Наказать водителя можно, только если он нарушил закон. По итогам последней проверки по округу нами было выявлено почти 2000 правонарушений. К административной ответственности привлечены 1100 человек".
Как отличить "бомбилу" от честного таксиста?
Государственного такси в Югре нет. Есть предприниматели, которые оказывают "услуги транспортных перевозок" или "диспетчерские услуги" (назовём их "официальное" такси) - они несут определённую ответственность за свою деятельность, платят налоги, могут нанимать водителей с транспортом и без, по договору. И есть так называемые "бомбилы" - водители, которые просто решили подзаработать. Именно они, зачастую, и становятся виновниками происшествий. В отличие от "официального такси" у "бомбил" нет рации. Это, пожалуй, единственная черта, по которой их можно сразу распознать (шашечки сегодня может поставить любой). Можно, конечно, спросить, от какого "такси" водитель работает, а ещё лучше - вызвать машину по телефону. Но и это не будет служить стопроцентной гарантией того, что водитель опытный и будет везти вас мягко, нежно, бережно, ведь сейчас к извозу можно приступать сразу после получения водительских прав: "Приехало такси, за рулём молоденький такой мальчик, я думала, может, просто молодо выглядит, - рассказывает пенсионерка Ольга Чумакова,- потом всё-таки спрашиваю: "Лет-то вам сколько?", а он мне: "Девятнадцать" - студент, на учёбу зарабатывает. Похвально, конечно, но нам с дочерью было страшно". Кстати, в Австралии начинающим водителям не разрешено возить более одного пассажира. Одним словом, водят машины все, кому не лень. А раз водят, то считают возможным брать на себя ответственность за чужую жизнь. Есть в Ханты-Мансийске даже однорукий таксист. Водит, как говорится, одной левой. Чтобы переключить передачу, он на мгновение отпускает руль. Тоже страшно. Если раньше "бомбилу" можно было определить по марке автомобиля - обычно они занимались извозом на "шестёрках" и "девятках", то теперь, например, в том же Ханты-Мансийске, "бомбят" на "Рено Колеос", "Тойоте Камри", "Тойоте Авенсис"... автокредит возвращать надо... Ну и, как правило, берут "бомбилы" за услуги на 100-300 рублей больше, чем водители "официального" такси.
Лицензия - панацея?
В какой-то мере лицензирование сможет уменьшить число недобросовестных таксистов, но у людей исчезнет возможность зарабатывать дополнительные деньги. А в условиях кризиса для многих такой, пусть и теневой доход, остаётся единственным шансом хоть как-то свести концы с концами. Александр Зуйков - "бомбила", считает, что искоренить теневое такси можно только одним способом: "Я согласен платить какую-то пошлину за то, что делаю, но это должно быть быстро, оперативно, удобно, купил талончик - поехал работать. Или патент на год, а потом хочу - каждый день работаю, хочу раз в неделю. Просто установите законные рамки, по-другому никак. А вот с "бомбилами" на раздолбанных рыдванах бороться надо".
Андрей Костаница утверждает, что лицензия - это ещё и залог безопасности самих водителей. Ведь если выяснится, что пассажир перевозит в сумке наркотические вещества или краденые вещи, доказать, что вы всего лишь таксист (а чем вы это докажете?) и не являетесь соучастником, будет очень сложно. Но, по словам многих водителей, соблюдать требования, которые необходимы для получения лицензии - невыгодно. Видимо, пока не будут созданы условия, при которых работать по лицензии, или тому же патенту, с чётко прописанными правилами и мерой ответственности, будет выгодно для таксистов, но не выгодно для взяточников, мы будем испытывать тревогу, садясь в машину такси.