aif.ru counter
98

Режиссёр из "Хонт пох вош"...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Югра 02/12/2009

Генеалогическое древо семьи Ирины Чукоминой крепко вросло корнями в сибирскую землю. Несколько поколений этого семейства жили и трудились в "Хонт пох вош" (святом городе) - так в далёком прошлом называлась столица хантыйского князя Самара, а ныне - столица Югры Ханты-Мансийск.

Почти без слабостей

Ирина никогда даже не планировала уезжать из города, который всегда был для неё главным на планете: "Когда в школе все мечтали о покорении столицы, я хотела жить и работать здесь, - вспоминает Ирина. - Несмотря на мой маленький рост - 158 см, я увлекалась баскетболом и даже получила второй взрослый разряд. Тогда я поняла: если есть цель - надо к ней идти и никого не слушать. Преподаватель физкультуры настолько мне доверял, что только мне оставлял ключи от спортивного зала, и я могла там часами тренироваться". Ирина мечтала стать тренером баскетбольной команды, но господин Случай привёл её на телевидение.

"В профессию телережиссёра меня буквально "пнула" (в хорошем смысле слова) главный режиссёр телекомпании "Югра" Ирина Голикова. Она не нянчилась со мной - объяснила один раз, что такое телевидение, а дальше я просто смотрела. Такой метод учит самостоятельности и помогает понять, действительно ли ты пришёл туда, куда надо. Телевидение - это профессия неравнодушных, беспокойных, мобильных людей. Непростая профессия. На съёмках сюжета о герое приходится "вживаться" в ситуацию, проживать с ним определённый кусочек жизни. Тогда это честная картинка. Что значит честная? Это когда ты не навязываешь своё мнение зрителю, а наоборот, он, благодаря снятой тобою картинке, сам делает выводы. Помню, как первый раз работала в прямом эфире. Понимая, что на мне ответственность за выпуск, над которым трудилось огромное количество людей, мне пришлось глубоко спрятать свой страх, и только после эфира я поняла, как переживала - спина была мокрая".

Сейчас Ирине приходится заниматься довольно сложными проектами, в том числе, работать режиссёром международной трансляции биатлона на этапе Кубка мира в Ханты-Мансийске. А это не просто.

"Перед началом съёмок сама прохожу трассу, все десять километров и внимательно изучаю каждый поворот, каждый подъём, выбираю позицию для камер, ведь нужно их расставить так, чтобы можно было потом "провожать" одного спортсмена и "встречать" другого. Биатлон непредсказуем. Если массовый старт и финиш более менее понятны, то в спринтерской и индивидуальной гонках приходится реагировать на одного спортсмена, тут же "ловить" камерой внезапное падение другого, показывать четвёртого на крутом подъёме, то есть реагировать на всё сразу. И здесь должна быть железная выдержка. Команда не должна видеть твоих слабостей".

Впрочем, слабости у Ирины всё-таки есть. Одна из них - работа в детской студии телекомпании "Югра" режиссёром детских программ и кинопроектов. "Всё вернулось на круги своя, - смеётся Ирина, - я начинала с детской студии, с передачи "Детский мир" и до сих пор не могу уйти с детских проектов, не могу без этого бесшабашного, наивного, чистого и смелого детского мира".

"Мы делаем ставку на трудолюбивых"

"Представьте обстановку съёмок. Взрослый ведущий или корреспондент сразу понимают свою задачу. У них есть опыт. А вот перед вами малыш, и ему всё надо объяснить так, чтобы, во-первых, он понял, что от него требуют, во-вторых, не "скопировал" ваше действие, а додумался до него сам. Операторы, работающие с детьми, признаются, что им легче снять несколько сюжетов для новостей. С детьми трудно ещё и потому, что они сегодня такие, завтра другие, и настроение на съёмках у них меняется по многу раз, а заставить их работать ты не можешь, не имеешь права. Остаётся один выход - заинтересовать. Если сегодня с тобой десять разных детей, то ты должен знать десять способов, как заинтересовать конкретного ребёнка! И так каждый день, каждый год. А ещё, - сетует Ирина, - в последние годы с детьми стало сложнее работать - они перестали верить в чудеса, сказки, даже малыши не верят в Деда Мороза. Сниматься в кино хотят многие, но сейчас эта профессия видится ребятам не романтической, а прибыльной. Часто бывает, что первым перед съёмками они задают вопрос не "что мы будем снимать", а "сколько мне заплатят". Все думают, что актёр - это очень прибыльная профессия - деньги так и льются в карманы. Никто не думает, что это огромный труд и целая школа мастерства". Впрочем, отговаривать Ирина никого не собирается.

"Из огромного количества ребят, которые приходят к нам, почти все хотят стать актёрами или моделями. Проходит год, и они уже задумываются о других профессиях, таких как: корреспондент, режиссёр, оператор, видеоинженер. У них никто не отнимает мечту, просто она со временем меняется. Нам звонят и спрашивают, когда будет кастинг, кого мы берём. Я смеюсь в ответ, объясняю, что берём всех, но потом с кого-то слетают розовые очки и каждый пятый уходит, понимая, что телевидение - не его профессия. Зато четверо остаются и работают. На мастер-классах телевизионные мэтры нам говорили, что телевидение - жёсткая профессия, здесь лишних не бывает, что если ребёнок изначально зажат, то с ним уже ничего не поделать. Мы пришли к другому выводу: мы берём всех, а потом, в процессе естественного отбора кто-то уходит, а кто-то прикипает навсегда. Бывает, приходят яркие детки. Думаешь, что пришла новая звёздочка. А она несколько занятий поблистала, да и угасла, потому что работать надо. А другие, незаметные трудяжки, "роют носом землю", стараются... и вдруг открываются, да так, что диву даёшься. Поэтому мы ставку делаем не на звёзд, а на трудолюбивых. Я всегда говорю: "Езжайте, поступайте, не предавайте мечту!", лучше раз попробовать, чем потом корить себя за то, что что-то не сделал или пенять на маму, что не отпустила".

Главное достижение детской студии - работа детей и подростков в прямом эфире. Владимир Познер, подтверждая право "первопроходцев", вручил студии диплом "Первые в прямом". Пойти по стопам "Югры" пробовали многие, но никто не смог долго продержаться. А юнкоры телекомпании работают еженедельно, по взрослому графику, уже на протяжении восьми лет. Кто-то сидит на выпуске помощником режиссёра, кто-то работает ведущим в прямом эфире, кто-то корреспондентом. А до этого идёт творческая работа всей команды над выпуском.

"Уже наши первые ученики стали моими коллегами. Например, Артём Енов. Его сразу привлекла камера. Сейчас он - сотрудник телекомпании, оператор прямого эфира и уже обучает других ребят работать с камерой. Так, глядишь, - смеётся Ирина, - скоро будем работать в окружении своих бывших учеников. Вот команда-то будет!" Мечта Ирины стать тренером баскетбольной команды практически сбылась. Она не тренирует баскетболистов. Она снимает о них сюжеты. И делает это мастерски.

Досье

Ирина Николаевна Чукомина, родилась в 1973 году. Закончила сперва ханты-мансийское национальное педагогическое училище по специальности "учитель начальных классов с правом организации спортивных клубов и секций", затем Тюменский государственный институт искусства и культуры по специальности "Менеджмент социокультурной сферы". Прошла курсы повышения квалификации во ВГИКе. Режиссёр. Инструктор по джиу-джитсу.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах