В одном интервью академик Вячеслав Иванов сказал, что современное массовое образование подавляет возможности мозга. Действительно, не все дети могут справиться со школьной программой и по-разному реагируют на возникающие трудности. Были ли в Югре случаи, когда дети уходили из школы, не получив даже среднего образования? Как сложилась их судьба? Есть ли альтернатива общему школьному образованию?
Случаи, когда ребёнок уходит из школы, не получив даже аттестат о среднем образовании, – единичны. В нашем округе есть такой пример: Никита бросил школу с разрешения родителей. Сейчас он работает на предприятии в высокотехнологичной компьютерной отрасли.
Школа мешала образованию
– Никита, как вышло, что ты окончил только пять классов, как решились на это твои родители?
– Я ушёл из школы в шестом классе, потому что обучение давалось мне с трудом. Многие отмечали, что я не глупый. Скажу больше – я считал, что учиться надо, и даже искренне пытался это делать. За всё время обучения я не прогулял ни одного урока. Рисование, пение, хореография и физкультура были мне интересны. По этим предметам я получал четвёрки и пятёрки. От остальных было ощущение тумана, а оценки – тройки и двойки. Мне нравилось общаться с друзьями, и не нравилась, по сути, сама школа. Почему кто-то решает за меня, что я должен изучать? Откуда эти люди знают мои интересы? Мне нравятся слова Марка Твена: «Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию».
После долгих мучений родители решили в школу меня не водить. Точнее, они сказали, что примут моё решение. Думаю, они поддержали меня, потому что сами не испытывали большого доверия к школе, понимали, что она во многом бесполезна и даже вредна. А я это понял уже в четвёртом классе.
– А как отнеслись к твоему решению одноклассники?
– Кто-то повторял слова родителей про необходимость образования. Были и те, кто меня поддерживал. Но повторять мой опыт никто не хотел. Разница в том, что я прошёл трудный путь и был готов отвечать за своё решение. А их зацепило только то, что я не хожу в школу. Они считали, что это круто. О дальнейшем не задумывались.
А ведь нужно чётко понимать, что попытка ребёнка идти своим путём приведёт к тяжёлому психологическому давлению на него. Теперь я думаю, что только самый отчаянный псих будет пытаться идти по моему пути. Пока голова не на месте, такой образ жизни будет попросту нереален. И мне, и моим родителям пришлось выслушать много разного абсурда от людей. Но мы выдержали.
– Учителя, милиция, чиновники от образования – были какие-то уговоры, угрозы, санкции с их стороны?
– Один раз побывал в милиции: отвечал на вопрос, почему я не хожу в школу. Это был непростой разговор, но женщина-инспектор меня поняла и даже посочувствовала, что родителям придётся заплатить штраф. А ещё ей было неудобно, что вместо того, чтобы ловить преступников, им приходится создавать такие неприятности нормальным людям. Больше в нашу жизнь никто не вмешивался. Кстати, штраф мы так и не заплатили.
Делаю то, что интересно
– Как сложилась твоя жизнь без школы?
– Мне было 12 лет, но родители относились ко мне как к взрослому, и я старался соответствовать этому. После долгих совместных раздумий меня – разумеется, по знакомству – устроили курьером при типографии. Мы тогда жили в большом городе. Я принимал заказы, выписывал бухгалтерские счета, распечатывал платёжки и накладные. У меня появились небольшие, но лично заработанные карманные деньги. С первого крупного заказа купил игру PSP (мечта детства), со следующего – компьютер. Потом стал работать дизайнером визиток, после – дизайнером сайта. Осваивал профессию с нуля. А когда мне исполнилось семнадцать, меня позвали на предприятие. Тоже дизайнером – это была моя мечта. Я набирался опыта, многому научился на новом месте работы. Коллектив был волшебный. Я бы даже сказал – семейный.
– Чем ты занимаешься сегодня, о чём думаешь?
– Я занимаюсь тем, что мне интересно. Мне нет дела до того, сколько мне за это заплатят, можно ли на этом месте брать взятки. Одна моя знакомая заставляла своё чадо учиться, чтобы он стал пожарным инспектором. Думаю, понятно для чего. Если мне что-то интересно, я это изучаю. Например, интерес к созданию сайтов перерос в мою профессию. Работа обычного веб-дизайнера меня уже не устраивает, и я собираюсь организовать своё дело.
– Но если тебе понадобится аттестат, чтобы поступить в вуз или для карьеры? А может, у тебя проснётся интерес к наукам?
– Насколько я вижу, в реальности науками интересуется малая часть людей. Большинству это просто не нужно и не интересно. Меня же интересует жизнь вокруг меня, а не та, которая протекает в чиновничьих кабинетах, научных лабораториях или в головах учёных. Хочется всего добиться самому.
Очень хочу научиться летать на самолёте. Уже летал пассажиром, и меня «зацепило». Появятся другие задачи – буду решать. Знаю, что могу рассчитывать только на себя и на своих друзей. Их у меня достаточно.
Школа, виновата
Александр Безверхов, член экспертного совета Национальной родительской ассоциации:
– Недостатки нашего образования фундаментальны: массовость, классно-урочная система, неадекватность школьных программ, разнооб-разие предметов, изучаемых одновременно, избыточное и несвоевременное теоретизирование, наличие специфических предметов (молекулярная биология, основы матанализа), которые нужны единицам, оторванность получаемых знаний от жизни. Обучение в целом организовано способом, «недружелюбным мозгу». В итоге – нервные перегрузки. Многим детям из-за стресса стоит уходить из школы.
Есть прецеденты: родители 5-6 первоклашек открепляли из бюджета деньги на обучение своих детей. Нанимали на них учителя и по очереди предоставляли место для занятий в своих квартирах. Стресс для детей – минимальный, оплата педагогу – приличная, продолжительность уроков зависит от надобности детей, а не школы. Каждому ребёнку уделяется больше времени. Выбор учителей широк – немало толковых педагогов ушло из школы, не в силах выносить бессмысленный бюрократизм.
Подросток, которому не нравится школа, может пойти в профучилище или колледж. Там за год проходят 10-11 классы, а требования ниже. Потратив на 8 месяцев больше, чем одноклассники, он получит аттестат и востребованную профессию. Сможет поступить в вуз. Сегодня там, кстати, много инфантильных студентов. А для общества полезнее, если будут учиться взрослые, ответственные люди.
Алёна Савкина, педагог-психолог:
– Часто дети, которые бросают школу, болтаются по улицам, занимаются проституцией, становятся наркоманами – их жизнь не складывается. Но некоторым везёт – они становятся успешными людьми и ни о чём не жалеют.
В школе педагоги на таких детей давят, потому что те «тянут» показатели успеваемости вниз. Вопрос «школа – это хорошо или плохо?» стоял всегда. Просто сейчас он воспринимается острее. Учителям нужно писать много отчётных документов, планов, проектов, разрабатывать новые технологии – это отвлекает их от детей.
Раньше дети могли остаться на продлёнку, школу интересовал каждый конкретный ребёнок, а сейчас, особенно с появлением ЕГЭ, важнее общая оценочность.
Правда, есть и некоторые преимущества. Например, можно поступать сразу в несколько вузов. Но в том же МГУ не принимают по результатам ЕГЭ, педагогам надо видеть абитуриента, говорить с ним.
Анна Плецкова, руководитель юридической службы:
– Сегодня в России обязательным является 11-летнее образование. Родители и опекуны должны создавать возможности для его получения. Уклонение от выполнения этой обязанности может стать основанием для лишения их родительских прав. Просто удивительно, что семье Никиты удалось избежать неприятного общения с органами опеки, которые должны были потребовать от директора и классного руководителя сделать всё, чтобы мальчик окончил школу. Надо понимать, что для людей без аттестата закрыты многие двери. Они не смогут поступить в вуз, сделать карьеру (возможно, со временем такие желания возникнут), найти достойную работу. Таковы законы общества, в котором мы живём. Разве что в бизнесе отношение к аттестату другое.
Детей, которые не хотят учиться в школе, не усваивают программу, много. Но можно перевести ребёнка на семейное обучение, экстернат. Эти формы уже работают. Найти выход из ситуации можно всегда – было бы желание.