Примерное время чтения: 4 минуты
97

"Серая" стихия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Югра 02/12/2009

Ещё летом власти Нижневартовска озаботились тем, как вывести услуги легковых такси из разряда теневого бизнеса, легализовать неучтённые доходы и пополнить за счёт дополнительных налогов облегчённую кризисом казну.

Простая арифметика

В 2005 году федеральным законом было отменено лицензирование легковых пассажирских автоперевозок. "Раньше мы контролировали не только лицензионные обязательства, но и наличие путёвок, режим труда и отдыха водителей, сейчас они совершенно бесконтрольны", - сетует государственный инспектор управления Госавтодорнадзора Югры Александр Дудченко. Чтобы иметь хоть какое-то представление о рынке таксомоторных легковых перевозок в городе, начальник транспортного отдела городской администрации Наталья Илюхина выписала телефоны рекламируемых служб такси (43 единицы) и передала сведения в УВД, чтобы определить, кому они принадлежат, и выяснить, зарегистрирован ли бизнес. "Сложно доказать факт незаконного предпринимательства: люди не ведут документацию, не выбивают чеков, - продолжает Александр Дудченко. - Выезжаем с сотрудником ГАИ на линию, просим у водителя путевой лист - нету. "Ты же людей перевозишь, вот радиостанция, антенна". Он снимает радиостанцию: "Это временно".

По подсчётам Александра Дудченко, в Нижневартовске извозом занимаются около 10 тысяч водителей "легковушек", считая тех, кто стоит на обочинах. Таксист Николай, потеряв строительный бизнес, кормит семью с помощью испытанной "девятки". Ежедневно отстёгивает хозяину 200 рублей за рацию. Чистого дохода получает по тысяче в день. Николай честно заявляет, что бизнес его не зарегистрирован, доходами он ни с кем не делится и ни от кого не зависит. Фирме благодарен за возможность работать: "У нас лучшие машины, в салонах поддерживаем порядок. Смотрите, вон едет наш хозяин".

Мимо проплыла крутая иномарка с зеркальным номером. Понятно, что хозяин - не бедный человек. Мы подсчитали, что только от аренды раций он получает примерно 20 тысяч рублей в день. Это значит, что в месяц простые радиоустройства приносят их владельцу до 600 тысяч рублей.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Чтобы работать на рынке таксомоторных перевозок, необязательно вкладывать миллионы в покупку собственного парка легковых автомобилей. Нижневартовские предприниматели начинают этот бизнес с нескольких десятков тысяч рублей. Создают диспетчерскую службу, куда стекаются все заказы. За каждый из них частные извозчики отдают по три рубля. Если грамотно вкладывать деньги в рекламу и привлекать толковых водителей, можно успешно работать и расширяться. В качестве связи используется радиостанция стоимостью от 5 до 15 тысяч рублей. Большинство владельцев служб такси регистрируют их и платят за использование радиочастотного устройства около 400 рублей в год. Есть и те, кто работает без регистрации, нарываясь во время проверок на административные взыскания.

По самым скромным подсчётам извозом в Нижневартовске занимаются две тысячи водителей. Они перевозят в сутки до 60 тысяч пассажиров. Выходит, что объём рынка данных услуг превышает миллиард рублей. С этой суммы только подоходный налог составил бы более 135 миллионов рублей. А ведь в этом году городскому бюджету не хватило чуть менее 90 миллионов на дотации перевозчикам пассажиров муниципальных автотранспортных линий, чтобы не повышать оплату за проезд в автобусах с 10 до 15 рублей.

"Ситуация на рынке таксомоторных перевозок отвратительная, - считает Александр Дудченко, - машины старые, разбитые, праворукие. Водители не проходят своевременных медицинских освидетельствований, много пенсионеров, много тех, кому только исполнилось 18 лет".

Понимая, что ни к чему хорошему бесконтрольность не приведёт, Наталья Илюхина, по поручению главы города, подготовила и направила в адрес губернатора Югры письмо с предложением принять региональный закон, который бы упорядочил эту "серую" стихию и обезопасил пассажиров от недобросовестных водителей.

Сами же нижневартовцы на ситуацию, похоже, не ропщут. Их возят не совсем честным образом, зато недорого. В Тюмени через улицу перевозят за 80 рублей, а в Вартовске из конца в конец города за 50, а то и за 40 рублей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах