В Ханты-Мансийске в пятый раз состоялись "Казымские чтения". Организовал их Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок.
Место, где живут традиции
В этом году "Казымские чтения" были приурочены к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 80-летию Казымской культбазы. События абсолютно не связанные друг с другом, но наложившие серьёзный отпечаток на дальнейшую историю и развитие как казымской территории, так и всего округа. Поэтому неслучайно главными в программе "Казымских чтений - 2010" стали научно-практическая конференция "Исторические события на Казыме в 30-40-е годы ХХ века, их влияние на судьбы людей и земли", панорамная выставка "Так это было на земле" и круглый стол "Субъективный взгляд на историю края: свидетельства, воспоминания, мифологизация".
Казымский регион в нашем округе считается местом, где лучше всего сохранились традиционный уклад жизни и культура народа ханты. Многие слышали и о казымской богине, и о Казымском восстании. И хотя о них сказано и написано уже немало, они по-прежнему являются предметами изучения, потому как являются частью весьма непростой истории Югры.
В 1930 г. в Казыме открылась первая на территории округа и вторая в СССР культбаза - Казымская. Согласно государственной идеологии того времени культбазы были призваны вовлекать коренные народы Севера в социалистическое строительство.
Что это было: социально-культурный эксперимент, отголоски которого ощутимы даже в первом десятилетии ХХI века, или государственная авантюра советских партийных лидеров? Однозначного ответа нет.
Макароны-червяки?
Научный сотрудник ОУИПИиР Ольга Ерныхова, изучив архивные материалы, установила точную дату образования школы в Казыме - 27 января 1931 г. Так что теперь менее чем через год школа вслед за юбилеем округа будет отмечать 80-летие. Кстати, сегодня только она и напоминает о Казымской культбазе, которая, по мнению некоторых учёных, могла спровоцировать то самое Казымское восстание. Возможно, местное население было просто недовольно методами её работы. Руководил культбазой бывший участник гражданской войны. Не он ли видел в шаманах-оленеводах кулаков и врагов социализма? Ольга Даниловна считает, что Казымская культбаза, которая просуществовавала до 1960 года, с одной стороны, способствовала разрушению традиционного уклада жизни, с другой - принесла много положительного для просвещения и образования коренных жителей. У современных казымских детей макароны больше не ассоциируются с лесными червями, как когда-то казалось первым учащимся. В 30-е годы дети отказывались есть эту незнакомую пищу! Как, впрочем, и одевать школьную форму - зачем ханты облачаться в чужую одежду, когда есть своя, красивая и практичная?!
Доктор социалогических наук Терентий Харамзин тоже занимается изучением Казымского восстания. Он исследует, как повлияли кровавые события 30-х годов на последующие решения и действия органов государственной власти.
Один из докладов на конференции был посвящён развитию оленеводства на территории Казымского сельского совета в 20-50-е годы. Кандидат исторических наук Тимофей Молданов считает, что самый большой урон был нанесён оленеводству именно в 30-40-е годы. Вначале коллективизация, которая не прошла без перекосов и перегибов, затем война, после которой мужчин-оленеводов просто не осталось... Самые интересные материалы "Казымских чтений - 2010" будут размещены в Интернете.